cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Базилика св. Георгия. История. Архитектура.
 
Сегодняшний вид Святогеоргиевской базилики сложился в ходе нескольких этапов строительства. Первоначально однонефный храм был основан в 921 году князем Вратиславом-I. Это второй пражский костел и самое древнее из сохранившихся культовое сооружение Пражского Града, памятник романской архитектуры. Храм был освящен в 925 г., когда в ней были погребены останки первой чешской мученицы, бабушки св. Вацлава, княжны Людмилы.
Впоследствии, в связи с основанием монастыря, настоятельница Милада приложила все усилия для расширения и перестройки монастырского костела: храм был расширен и перестроен. А в 979 г. возникла базилика (с верхним освещением центрального нефа) с тремя апсидами на востоке, с западной и восточной криптами и трибунами над боковыми нефами.
Впоследствии в базилике нашли приют останки ее основателя, были погребены там и другие члены рода Пршемысловцев.
После пожара 1142 г. базилика дождалась еще более значительных перемен, когда ее обновлением при аббатисе Берте занимался архитектор Вернер.
Сегодня мы видим практически почти его работу.

Романский этап завершился при Анежке пристройкой капеллы св. Людмилы на южной стороне хора.
* * *
Объемно-пространственная композиция здания

Памятник архитектуры представляет собой базилику с двумя башнями при восточном завершении обоих боковых нефов.
Северная башня в период барокко вошла в травею монастырского амбита.
Южная башня построена позднее над бывшей самостоятельной капеллой Д.Марии.
Белые опоковые башни имеют разную ширину (как и башни Тынского храма). В соответствии с североитальянской традицией, узкая называлась Евой, а более широкая, способная затенить Еву, называлась Адам.
* * *

Восточный фасад

Восточное завершение центрального нефа – квадратный в плане хор с полукруглой главной апсидой, украшенной дуговым фризом, характерным романским декором. Перед южной башней - готический объем капеллы св. Людмилы.
Западный фасад в стиле барокко.
 
Раннебарочный фасад базилики появился после пожара, постигшего Град в 1541 году. Западный фасад - лицо храма со стороны площади св. Георгия – творение эпохи барокко второй половины 17 в. Автор доподлинно неизвестен, однако предположительно это был Франческо Каратти (автор Чернинского дворца).
Барочный фасад св. Георгия в силу своей монументальности стоит в ряду примеров симбиоза двух различных, в чем-то даже противоположных стилевых форм: раннего барокко и романского (даже протороманского). Разница между ними - более полутысячи лет, но решен фасад явно с уважением к подлинной постройке, что говорит о высоком качественном уровне проектирования.
Монументальный фасад с волютами на фронтоне, пилястрами высокого ордера и другой атрибутикой в общих чертах напоминает решения главных фасадов иезуитских храмов (по типу итальянского храма Иль Джезу Джакомо дела Порте, примеры в Праге - св. Сальвадор, св. Игнатий, св. Иозеф и др.)
Скульптурные работы на фасаде, в том числе, изображения князя Вратислава и аббатисы Милады - работа Яна Йиржи Бендла (реставрированы в 1969-70 годах).

На углу симметрия нарушается пристроенным объемом барочной капеллы св. Яна Непомуцкого. Эта небольшая самостоятельная пристройка возникла в связи с объявлением Непомука благословенным (причисление Яна Непомуцкого к лику святых состоялось в 1729 году, однако к тому времени в Чехии явно звучал культ этого святого, к чему немало усилий приложили иезуиты, чтобы в народе как можно быстрее забыли Гуса).
Капелла зального типа в стиле барокко была построена по проекту Филиппа Спаннбруккера, ученика и последователя Я.Б.Сантини, строительством руководил Ф.Канька.
Скульптурное убранство на фасаде с пластикой святого, окруженного ангелами, - работа Фердинанда М. Брокоффа, росписи в интерьере выполнены В.В.Райнером. В качестве застройщика выступил Я.Л.Стейе, прелат святовитского капитула.

Слева находится монастырское крыло бывшего амбита с нынешним входом в залы галереи, нишу над которым украшает скульптурное изображение Девы Марии.
 
Южный портал базилики св. Георгия
 
Южный фасад обращен на Йиржскую улицу и отмечен вмешательством эпохи ренессанса.
Портал костела св. Георгия, находящийся приблизительно в середине бокового фасада со стороны ул. Йиржской, относят к группе порталов, приписываемых вкусу Бенедикта Рида, скорее к позднему примеру этой группы.
Зрелость и элегантность формы выделяет эту работу в сравнении с другими. Подобно решению порталов старого королевского дворца, здесь также идет речь об эдикуле (нише с колоннами), обрамляющей собственно вход, обозначенный полукруглым архивольтом, каннелюрованных опорах, завершенных капителью с небольшими волютами.
В сравнении с эдикулой архивольт гораздо меньше, он заглублен в воронкообразную обшивку входа, а полукруглая арка не сама по себе, она создается тимпаном с изображением рыцаря, борющегося с драконом.
Рельеф представляет фигуру заглавного святого костела на фоне крутой перспективы местности с коленопреклоненной Девой и Градом.
На плоскости под балкой, вписанной в эдикулу, видны кассеты с розеттами (прием пластической проработки, использованный также в королевской канцелярии).
Над тимпаном треугольный фронтон завершает импозантный вид портала.
Возникает законный вопрос, отчего для размещения такого импозантного портала не был избран главный фасад? Вероятно по причине того, что в то время главный фасад считался относительно новым, а южный фасад тогда (еще не было капеллы св. Яна Непомуцкого) требовал впечатляющего художественного акцента.
Надо сказать, последующие реконструкции костела в барокко не улучшили портал, где когда-то полярность и в то же время единство готики и ренессанса нашла свое воплощение в пластическом решении на более высоком художественном уровне.
Интерьер романской базилики
 
Восточная апсида
Восточная апсида
Крипта
Крипта
Интерьер базилики представляет собой редкий случай сохранившейся архитектуры и части убранства романской эпохи и производит впечатление своей строгой монументальностью.
Главный неф с плоским потолком отделен от узких сводчатых боковых нефов стенами с аркадами. Над боковыми нефами разместились эмпоры (трибуны), открывающиеся в главный неф рядом окон, сгруппированных по два и по три. Открытые западные хоры отделены от нефа барочной решеткой.

Южную стену нефа украшает состоящая из нескольких частей картина, изображающая мучения св. Урсулы и 11.000 христианских девственниц работы Г.Бургмайера 16 в.
На северной стене – Вознесение Девы Марии работы И.Г.Гейнтше конца 17 в.
Три надгробия в восточной части представляют усыпальницу рода Пршемысловичей, найденную при археологических раскопках.
Лестница за усыпальницей ведет к квадратному хору, на сводах которого сохранились остатки романской настенной росписи начала 13 в., изображающей Небесный Иерусалим. В полукруглой апсиде сохранилась часть росписи коронации Девы Марии конца 16 века.

На южной стороне к хору присоединяется капелла св. Людмилы, отделенная мраморным парапетом с кованой решеткой. Как известно, тело этой самой почитаемой в Чехии святой было привезено сюда после убийства Людмилы в Тетине в 925 г. По приказу Карла IV силами мастерской Парлержа была сделана гробница, стоящая посреди капеллы, в которой мощи святой хранятся по сей день.
* * *

Восточная крипта

Крестовые своды восточной крипты 12 века покоятся на шести опорах с характерными романскими кубическими капителями.

* На алтарном столе стоит копия ценного трехчастного опокового рельефного тимпана с изображением на средней части восседающей на троне Мадонны, которую коронуют ангелы, внизу по сторонам преклонили колена аббатисы: основательница монастыря Мария-Млада слева и обновительница его Берта справа; а также с фигурами на боковых крыльях, изображающими коленопреклоненных Пршемысла Отакара I и его сестру, аббатису святогеоргиевского монастыря Анежку (Агнессу, тетю св. Анежки Чешской), оригинал – в коллекции НГ, в настоящее время – в монастырской капелле.

* На алтарном столе у южной стены помещена каменная пластика 16 в. «Vanitas» (аллегория Тщетности), натуралистически изображенное разлагающееся человеческое тело со змеями и ящерицами в животе. Согласно легенде, эта статуя изображает девушку Бригиту, убитую из ревности ее возлюбленным. Когда тело обнаружили и он признался в содеянном преступлении, его последним желанием перед казнью была возможность изобразить ее тело в доказательство своего покаяния. Судя по всему, легенда основывается на истории итальянского камнереза Бернарда Спинетти, который в 1748 г. был осужден на казнь за попытку убийства своей милой, дочери королевского садовника Зиннера; на эшафоте наказание было изменено на обязанность подметать пражские улицы с ядром на ноге в течение трех лет. На самом деле, эта статуя старше почти на 200 лет.
* * *

Боковые нефы базилики

Северный боковой неф с бывшим монастырским амбитом соединяет портал с полукруглыми сводами. Алтарь восточной апсиды украшает готический бюст Пьеты предположительно работы мастерской Парлержа.

Деревянная готическая статуя св. Варфоломея расположилась в восточной апсиде южного бокового нефа 10 века.
Перед апсидой к боковому нефу примыкает помещение под южной башней. Когда-то это была отдельно стоящая капелла Д.Марии. Очевидно, здесь-то и была первоначально похоронена княжна Людмила. Своды украшены изображением Небесного Иерусалима, апсида – изображением Восседающего на троне Христа с ангелами и апостолами. Алтарное возвышение (мензу) украшает оригинальный позднеготический рельеф «Поклонение трех королей».

Капелла Яна Непомуцкого, примыкающая к южному боковому нефу, построена арх. Ф.Канькой. Подкупольная фреска и все художественное оформление капеллы в стиле высокого барокко (1722) – работа В.В.Райнера.
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.46 CZK
1 USD=21.49 CZK
100 RUB=36.77 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24426 статей
28331 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+