cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
Прага >> Все о Праге >> АРХИТЕКТУРА ПРАГИ >> Классицизм и романтический историзм >> Романтический историзм >> Неоготика >> Краннер
 
 
news
 
 
Йозеф Ондржей Краннер 1801-1871
 
Бюст Й.Краннера, собор св. Вита
Бюст Й.Краннера, собор св. Вита
Памятник Францу-I или Краннерова кашна
Памятник Францу-I или Краннерова кашна
Краннеровы сходы на Кампу
Краннеровы сходы на Кампу
Дворец Ланна на углу Гибернской и Гавличковой ул.
Дворец Ланна на углу Гибернской и Гавличковой ул.
Десфоурский дворец
Десфоурский дворец
Бывший Шликовский дворец на Национальном проспекте
Бывший Шликовский дворец на Национальном проспекте
Архитектор-строитель, немец по происхождению, творил в середине 19 века, период режима Меттерниха. И.Краннер учился в семейной мастерской (с богатыми традициями с корнями, уходящими в раннее барокко) и в пражском политехническом институте. Первым его учителем был отец, прекрасный резчик по камню, хотя и без высоких творческих амбиций. Вторым учителем Краннера стал художник и архитектор Л.Коль, автор известных изображений средневековой Праги.
Во время своего пребывания во Франции Краннер изучал современные строительные технологии обработки камня, в Италии он сблизился с немецкой колонией, в Германии, как и в других странах, изучал готику. Где бы ни был Краннер, его все больше привлекала средневековая, особенно готическая архитектура.
Следующую четверть века он работал в Праге, где прослыл одним из самых востребованных строителей.

Объекты Й.Краннера
Сегодня в сознании современников с именем этого архитектора обычно связывают возведение памятника на набережной Сметаны под названием «Краннерова кашна» и работу по реконструкции и достройке главного храма страны, недооценивать которую было бы ошибочно, несмотря на то, что в конечном результате проектные замыслы Краннера в чистом виде на этом объекте практически не проявились.

• Название неоготической доминанты первой пражской набережной «Краннерова кашна» с пластикой скульптура Й.Макса и резьбой каменотеса К.Свободы, возводившейся в 1845-50 гг., объект получил в связи с отстранением в 1919 г. конной статуи, изображающей императора Франца I (собственно говоря, это и есть памятник Францу I) в пору непопулярности всего, что было связано с эпохой этого правителя и Габсбургов вообще. Спустя несколько десятилетий (2003) после ремонта неоготического цоколя, статуя вернулась из лапидария НМ в виде копии, а название, увековечивающее имя создателя памятника, осталось (подробнее - см. отдельную рубрику).
• Как известно, в 1859 г. для продвижения работ по реставрации и завершению Святовитского кафедрального собора был создан строительный Союз по достройке храма, целью которого было не только обновление, но и окончание строительства, а также «отстранение всего искаженного и стилю противного», активую роль в котором играл приглашенный "неоготик" Краннер.
Закладывая строительную базу, Краннер обновляет историческую часть памятника снаружи. После устранения барочных украшений, он переходит и к работам в интерьере: первый вариант главного неоготического алтаря разработал Краннер, однако реализован был вариант Моккера.
Поиски романтического образа, начатые в начале века учителем Краннера архитектором Людвигом Колем (затем был вариант арх. Рживача), продолжил Краннер.
Начиная с 1861 г. он вел подготовительные работы в течение 10 лет вплоть до своей смерти.
К 1866 г. он полностью завершает свой вариант проекта по достройке собора. В основе неосуществленного до конца проекта - концепция в духе Кёльнского собора, но с одной башней, завершающейся высокой восьмигранной пирамидой, общей высотой в 160 м.
Работы над фундаментами достройки запроектированной Краннером 3-х нефной западной части с капеллами перед средневековой «Временной» стеной начались по этому проекту в 1870 г.
Все дальнейшие работы по реконструкции после смерти Краннера возглавил самый успешный неоготик, работающий в Чехии, архитектор Йозеф Моккер, именно его проект был применен для достройки западной части собора.

Вернемся к другим пражским объектам Краннера.
• Строительство Кларова приюта слепых (см. отдельную рубрику в разделе Классика) велось по проекту Кулганека под руководством Краннера (1834-1844); здесь его собственным делом является капелла (см. отдельную рубрику).

• Общественная купальня на набережной Влтавы под Летной, построенная в 1840 г., была первой пражской общественной баней и служила по своему назначению более 150 лет.

• Краннеровы сходы на остров Кампа с Карлова моста 40-х лет нельзя назвать лишь утилитарным сооружением: это монументальный объект, безусловно достойно вписавшийся в историческую городскую среду, объект, без которого сегодняшняя Кампа немыслима.
• Монументальный фасад 5-этажного Шликовского дворца на углу Национального проспекта и Спаленной улицы барочного происхождения в 1848 г. был перестроен Краннером в духе «тудорской» неоготики, но остался лишь на фото, т.к. был снесен в 1938 г., на его месте построили универмаг «Май», сегодняшний TESCO.
(Образцы т.н. «тудорской» неоготики с участием Краннера-Макса можно найти в чешской глубинке, например, в этом стиле решен замок Градек у Неханиц в Краловеградском районе (арх. Фишер) – см. рубрику Грады-Замки).

• В конце Гибернской улицы находится так наз. Ланнов дворец с главным фасадом, обращенным на ул. Гавличкова, проект которого приписывают Краннеру.

• Напротив первого вокзала (им. Масарика) в 1847 г. по проекту Й.Краннера возводится постройка, заслуживающая особого внимания: это 4-х этажное здание Десфоурского дворца с новым подходом решения внутренней планировки и парадным решением интерьера входной группы. Угловой главный зал на втором этаже с прилежащим салоном оформлены в стиле «второго барокко»: стены отделаны под искусственный мрамор, потолок расписной. Решение фасадов (по мнению Э.Похе) напоминает раннефлорентийский ренессанс.

На территории Чехии, кроме вышеупомянутого псевдоготического замка, Краннер принимал участие в строительстве неоготического замка в г.Жлебы, а также костела Вознесения Девы Марии по проекту Гютенсона на курорте Марианские Лазни, в оформлении которых также принимал участие скульптор Й.Макс.

* * *
Участник всемирной выставки в Лондоне в 1851 г., член-корреспондент Королевского союза британских архитекторов, Краннер стал одним из инициаторов реформы Венской Академии художеств. Последние 20 лет он больше жил в Вене (очевидно поэтому о его заслугах здесь пишут мало и осторожно; справедливости ради отметим, что до сих пор подчас "достается" и всем другим "неоготикам", творившим в Праге – Л.Т.).

Фото и часть текста - http://www.zastarouprahu.cz/ruzne/kranner.htm

Автор Лузгина Т.
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.53 CZK
1 USD=21.79 CZK
100 RUB=36.7 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24426 статей
28331 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+