cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
Прага >> Все о Праге >> АРХИТЕКТУРА ПРАГИ >> Классицизм и романтический историзм >> Романтический историзм
 
 
news
 
 
I. Начало романтического историзма и неоренессанса
 
Восточное крыло Старогородской ратуши
Восточное крыло Старогородской ратуши
Вход во двор классического наемного дома
Вход во двор классического наемного дома "Платиз"
Бывшая общественная купальня
Бывшая общественная купальня
Начиная с сороковых годов 19 в. архитектурный облик Праги начинает принимать весьма пестрый характер, новые объекты теперь отличаются большим разнообразием.
Показательные примеры:
• Новый главный восточный фасад староместской ратуши, завершенный в 1848 г. в романтическо-готическом духе (уничтожен немцами в 1945 г.) успешно завершил западную часть площади.
• Еще одна бывшая постройка – центральный вокзал с двумя башнями (1842, перестроен), несущий черты классицизма и элементы раннего ренессанса. Решение интерьеров обоих вокзалов (центральный и Масариков) с колонными залами было определенно классическим.

В этот переходный период еще под влиянием поздней классики возникают новые гражданские объекты:
• Большая казарма рядом с карлинским ж/д виадуком;
• Городская купальня на малостранском склоне Летны (между капеллой св. Марии Магдалины и Страковой академией, арх. Й.Краннер), облагорожена портиком с дорическими колоннами и треугольным фронтоном. (Общественная купальня, построенная в 1840 г., была первой пражской общественной баней и служила по своему назначению более 150 лет. После наводнения объект реконструирован, теперь это эксклюзивный мужской клуб с казино).
• Обновление Королевского летнего дворца под руководством Б.Грубера.

Активность, связанная со строительством частного жилья, развернувшаяся в полную силу в середине 19 в., привела к началу замены старых домов на более высокие новые с новой планировкой, соответствующей современным требованиям. Процесс не ограничился отдельными объектами, как это было прежде, рост этажности охватывал целиком группы домов и кварталы. Прежде всего, это коснулось Нового Места и Староместских окраин.

Новым в процессе роста этажности и перестройке кварталов становится отход от монотонности экстерьеров уходящего классицизма и применение при разбивке фасадов новых элементов, например, тосканского ордера. Тосканские пилястры - характерный элемент декора для таких новых крупных наемных домов, как «Платиз» (главный фасад решен в классике, историзм проявился в решении входной группы) на Национальном проспекте или карлинская «Красная звезда» на Соколовской, 5.
II. Романтический историзм и ранний эклектизм
 
Романтический историзм и ранний эклектизм, проявился в так наз. "втором рококо (барокко)", раннем неоренессансе и неоготике, пришедшей из Англии:
• При застройке новой пражской набережной им Сметаны.
• Напротив нового (Масариковского) вокзала в 1847 г. по проекту Й.О.Краннера возводится 4-х этажное здание Десфоурского дворца с новым подходом решения внутренней планировки и парадным решением интерьера входной группы. Угловой главный зал на втором этаже с прилежащим салоном оформлены в стиле «второго барокко»: стены отделаны под искусственный мрамор, потолок расписной. Решение фасадов напоминает раннефлорентийский ренессанс.
• Романтическое обращение к стилю «второе барокко» или ранняя эклектика – в таком направлении реконструированы салоны Коуницкого дворца на ул. Панской (арх. К.Пршедак, 1843-44). Здесь представляет интерес решение торжественного двусветного зала и др. помещений.
• Английский классицизм 18 в. был взят за образец при решении художественного оформления главного зала Кайзерштейнского дворца на Малостранской площади.

Не только отголоски раннего ренессанса и барокко стали предвестниками наступающего эклектизма. Дома, перестроенные под отели с кофейнями и другие новые объекты уже представляют собой пестроту заимствований элементов из различных стилей. Неоготика, ярко проявившая себя в конце века, черпающая тогда свои идеи под сильным влиянием Английской романтики, появляется уже в середине 19 века.
В стиле английской неоготики решены:
• Аерентальский дворец (Пршедак-Грубер, 1847), ул Штепанска,
• Монументальный 5-этажный Шликовский дворец, угол Национального проспекта и Спаленной ул. (Краннер, 1848) был решен в духе тудорской поздней готики (снесен в 1938 г., на его месте стоит сегодняшний супермаркет TESCO).
Еще примеры пражской романтической неоготики:
• Перестройка дворца графа Туна на Тунской ул., где, согласно хроникам, в 1787 г. по приглашению графа останавливался Моцарт с Констанцией (этот объект прошел через ряд перестроек: из ренессансного в барочный, затем в классический), английская неоготика проявилась в решении входной группы с башней (Пршедак-Грубер, 1850) и английского сада с ограждением (Мичи, 1864 – 1867), сейчас это английское посольство.
• Неоготическая реконструкция южного крыла Староместской ратуши (Грубер, 1853-57. Спустя четверть века осуществилась перестройка объекта в стиле неоренессанс (крайне негативно отразилось внедрение арх. Бельским в исторический организм ратуши новой лестницы).
К удачным примерам решения домов в стиле неоготика можно отнести:
• Дом на Гибернской, № 1009 (Никлас, 1856) с неоготическим эркером и другими элементами,
• «Тесаржув дом» На Поржичи, №1061 (Кудлачек, 1862), главный фасад
• Автором романтическо-готической реконструкции бывшего монастыря сервитов На Слупи (адаптация в больницу), № 450 является Бернард Грубер, 1856 г., реготизация Благовещенского костела проходила в 1858 – 1863 гг.

Пеструю мозаику пражской архитектурной среды дополнило применение стиля под названием «второе барокко» или неорококо, который на сей раз не пожелал остаться лишь в интерьерах, «отважившись выйти наружу»:
• Перестройка бывшего Монетного двора, позднее земского суда на Целетной (арх. Малички). Формообразование фасада здания представляет причудливую смесь переработки ренессанса, барокко и классики.
• Решение фасада бывшего Сталлбургского дворца на ул. Панской, № 895 еще богаче: он густо покрыт мелкими членениями декора на основе барочной схемы и представляет собой краткий эпизод, исчезающий в море эклектизма второй половины 19 в.
Все вышеперечисленные объекты появились в течение 80 лет, с 1780 по 1860, на территории нынешнего центра, зажатой крепостными стенами, в условиях надвигающейся промышленной революции с вытекающими последствиями.
Городское ядро в те времена сжимали два промышленных предместья.
Прошедший период не являлся звеном цепи цикла предыдущего развития, скорее наоборот, символизировал начало новой эры.
 
РОМАНТИЗМ
 
Основные пражские объекты, характеризующие неоготику и неороманский стиль:

Н Е О Г О Т И К А

• Кафедральный собор св. Вита - достройка
• Костел св. Петра и Павла на Вышеграде - достройка
• Новое пробство с капеллой св. Клемента
• Пражский родильный дом
• Кафедра физиологии Карлова университета (бывшая больница пражского купечества)
• Костел св. Людмилы (пл. Мира)
• Костел св. Прокопа
• Ланнов дворец, Гибернская улица, № 1030
• Майселова синагога
• Летний дворец в Стромовке
• Костел св. Антонина в Голешовицах
• Монументальные памятники на Сметановой набережной и площади Крестоносцев

НОВОРОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

• Музей почты (бывший монастырь бенедиктинок с костелом св. Габриэла)
• Костел св. Кирилла и Мефодия ( в Карлине)
• Дом (ср 243) Государственного еврейского музея

ПАРКИ И УСАДЬБЫ
• Хотковы сады
• Стромовка
• Усадьба «Гадовка»
• Усадьба «Кламовка»
• Усадьба «Цибулька»
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.53 CZK
1 USD=21.79 CZK
100 RUB=36.7 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24426 статей
28331 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+