cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Ранний классицизм
 
Коуницкий дворец, позднее барокко с первыми элементами классического декора
Коуницкий дворец, позднее барокко с первыми элементами классического декора
Дом
Дом "У ангела" на Карловой улице
Lidovy dum, F.Heger
Lidovy dum, F.Heger
В 80-е годы 18 века габсбургская резиденция Прага вследствие Терезианских реформ оказалась под угрозой превращения в провинцию.

При этом в художественном отношении Прага была значительно выше всех центров габсбургской империи, включая Вену.

Вскоре ее великолепный блеск перекрыла тень «йозефинизма» (реализация реформ императора Иосифа II), имевшего поначалу т.с. «приветливое выражение лица».
В 1781 г. была создана комиссия по преображению города, результатом деятельности которой были: засыпка оставшейся части рва между Старым и Новым городами и создание нового проспекта, получившего название «В новых аллеях». Таким образом, в 1788 г. появилась первая пражская внутригородская коммуникация.
Годом позже началось закрытие множества монастырей и костелов, что привело к уничтожению несчетного количества художественных ценностей и утилитарное обесценивание исключительных произведений архитектуры. Ряд известных построек подвергся перестройкам. Облик Праги «не обогатил» и варварский снос таких объектов, как костел Божьего Тела на Карловой площади и Бетлемской капеллы.

Иозефинское бескультурие не ограничилось вмешательством в объекты культового назначения. Недавно обновленному Пражскому граду грозило превращение в казармы, недобрая судьба постигла летний Королевский дворец, дворец «Звезда» и другие постройки.

Холодный взгляд иозефинского рационализма повлиял на развитие художественного облика улиц и площадей. Программа предусматривала отстранение богатого пластического декора прежних стилей и создание простых плоских фасадов строго симметричного характера.

Не надо забывать, что, в отличие от прочих государств, Чехия – страна, где зрелое барокко ярко и выразительно звучало в его динамическом проявлении. Стиль позднего барокко имел силу звучания и после семилетней войны, не утратив жизненную силу и способности решать задачи на высоком художественном уровне.
Что характерно, венский стиль, проявившийся в терезианской перестройке пражского града (арх. Н.Паккаси), не нашел отклика в других пражских постройках.

Лишь в 70-х гг. 18 в. на фасаде Коуницкого дворца объявляются фестоны, типичные элементы французской архитектуры времен Людовиков XV и XIV.
Начало пражского классицизма знаменует постройка Ностицкого театра.

Представители раннеклассического стиля: Антонин Гаффенекер, Игнац Паллиарди, Хуммл, Гегеры, Шмидт и др., как правило, долгое время оставаясь верными стилю барокко, ограничивали классицизм лишь применением второстепенных элементов. Постепенно классические детали стали вытеснять барочные элементы.

D.Lidal, E.Poche
Rany klasicismus
ARCHITEKTURA
(PRAHA narodniho probuzeni)
Антонин Гаффенекер (1720 - 1789)
 
Ностицкий (Сословный)театр, задний фасад
Ностицкий (Сословный)театр, задний фасад
Дворец Свертс-Шпорка
Дворец Свертс-Шпорка
Автор позднебарочной перестройки великолепного Ностицкого дворца (1762 г.) королевский придворный архитектор и строитель А.Гаффенекер - австриец, работающий в Чехии, в основном, в Праге.

• Ностицкий театр, созданный Гаффенекером в 1781-83 гг. - первый "прорыв" в среде барокко, выразительно заявивший о приходе пражского классицизма, пример художественного импорта без оглядки на сложившуюся отечественную среду и также оставшийся единственной своего рода "заявкой" (отдельная рубрика).

• При решении фасада Свеерт-Шпорковского дворца №1036 на ул. Гибернской выразительность общего решения в стиле барокко уже дополняют такие классические детали, как различные фестоны и медальоны с профилями императоров.

• Кроме переделки фасада дома №262-III, на той же Малостранской площади Гаффенекер занимался перестройкой т.наз. «иезуитского профессионального дома», а также бывшей гимназии ордена. После реконструкции эти здания служили в качестве управления чешской губернией. Выразительным элементом раннего классицизма является богатый южный портал бывшей иезуитской гимназии.
 
Игнац Ян Непомук Паллиарди (1737 - 1821) и ранний классицизм
 
Фасад Страговской библиотеки
Фасад Страговской библиотеки
Ледебурский дворец
Ледебурский дворец
Bторой фигурой пражского раннего классицизма был Игнац Я.Н.Паллиарди – яркая фигура пражского позднего барокко в более поздних постройках которого часто на основной барочный костяк накладывались пластические элементы классики.

• Самым ценным образцом перехода от барокко к классицизму считается решение главного фасада Страговской библиотеки (отдельная рубрика);

• Фасады домов в стиле барокко №2723- III и №265 на Малостранской площади также получают декоративные классические дополнения;

• Перестройка Шварценбергского дворца на углу ул. Воршильской и Островни – спокойную постбарочную атмосферу оживляют классические карнизы с триглифами и порталы;

• Фасад Свеерт-Шпорковского дворца (вновь на ул. Гибернской, №1034+1035) выражает некий симбиоз отходящего барокко с более ярко выраженной классикой;

• Классический фасад приобрел после перестройки в 1787 г. и Ледебурский дворец с садом (нынешнее управление охраны памятников)

• Воздействие классического формообразования усилилось в самом конце 18 века.
При перестройке в 1798 г. староместской рихты (дом старосты, ул. Рыцарская, 404) фасад уже полностью выдержан в классике.

Брат Игнаца, Ян Н.Й.Паллиарди также работал в переходном от барокко к классицизму стиле (перестройка бывших ренессансных домов на ул. Томашской)

Филипп и Франц Гегер
 
Отец и сын, Филипп и Франц Гегер (Нeger) известны, прежде всего, как авторы уникальной серии рисунков пражских городских пейзажей 90-х лет.

Филипп Гегер в 1798 г. перестраивал дворец Кинских по ул Гибернской, №1033 (бывший музей Ленина, сейчас т.наз. Народный дом, большая часть которой служит социал-демократам, правда, восточную его часть уже купили американцы).

Франц Гегер начал перестройку дворца Пршиговских (нынешний Славянский дом, см. отдельную рубрику), который был реализован в 1797-98.

За исключением некоторых барочных деталей, общий стиль решения фасада определяют как классицизм.
 
Лихтенштейнский дворец
 
Фасад Лихтенштейнского дворца, 1791 г.
Фасад Лихтенштейнского дворца, 1791 г.
Спустя 8 лет после появления Ностицкого театра, классицизм в более чистом виде вновь проявился на Малостранской площади, а именно, в ее верхней састи – при решении фасада Лихтенштейнского дворца.

Новый классический фасад Лихтенштейнского дворца связан с именем архитектора венского происхождения М.Хуммела. (В Вене ранний классицизм укоренился раньше, нежели в Праге).

В ходе реконструкции этого крупного дворцового комплекса с довольно сложным внутренним организмом новый фасад объединил разнородные части объекта, собрав их в единое целое.
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.56 CZK
1 USD=21.71 CZK
100 RUB=36.28 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24424 статей
28329 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+