ILoveCZ.ru >> Прага >> Все о Праге >> ° Знакомство с Прагой >> Пражские творцы >> Искусство, мастер, эпоха >> Чешское искусство 19-20 вв. >> Художники >> Навратил

Йозеф Матей Навратил (1798 – 1865)

Чешский художник Йозеф Матей Навратил, один из самых выдающихся колористов в отечественном искусстве, по-праву занимал ведущее место в период после ухода «академистов» А.Манеса и Ф.Ткадлика до прихода Й. Манеса и его последователей, но было бы неправильно определить стиль его творчества лишь историческим романтизмом. В декоративных работах, по-своему продолжая традиции барокко, он обращается к стилю позднее рококо, в станковой живописи - к реализму.

Родился художник в 1798 году в городке Сланы, неподалеку от Праги. Выходец из ремесленного круга, он учился у своего отца,бывшего портного, самодеятельного художника-оформителя, зарабатывающего на жизнь выполнением заказов на роспись стен и потолков в богатых домах со старшим сыном.

1819-23 - годы учебы Йозефа в Пражской академии (тогдашнем училище) под руководством Й. Берглера.
Уже в период обучения художник предпринял ряд студийных поездок, впоследствии он также много путешествовал: несколько раз был в Германии, Швейцарии, Австрии, Бельгии и во Франции. В 1826 году Иозеф женился на Терезии Майрановой, дочери соседа - пражского производителя товаров из шелка.

Творческие этапы
I. Небольшая серия картин, сгруппированная возле фигуры “Девушки” и включающая несколько «Мадонн», датируется до 1835 г. Картины раннего периода уже характеризуют все основные принципы его живописи, их объединяет сине-красный красочный аккорд, перекликающийся со стилем рококо.
Следующую ступень зрелости живописца представляет первая декоративная работа по оформлению замка в Либехове, успешное завершение которой принесло художнику общественное признание и новые заказы.

II. На новом этапе творчества в станковой живописи художника проявляется интерес к фигуре и портрету. После возвращения из Германии и Швейцарии появляется вторая группа, в которой религиозные и исторические сюжеты заменяются рядом женских фигур, как бы явившихся наполовину из действительности, наполовину из снов, самые известные из этих поэтических видений: «Задумчивая», «Дама, сидящая у окна», «Мать с младенцем» и «Норма». Относительно первой камерной группы, это тонкая, почти монохромная живопись, как правило, в технике гуаши, позволяющей удержать единство тона, приглушая краски.

III. Третий период творческого развития мастера - последние тринадцать лет жизни, от 50 до 63 лет (когда после смерти сына его хватил удар, после которого до своей смерти в 1865 г. он уже не мог работать) считаются вершиной творчества художника.
Начинается этап с очередного ряда зарубежных путешествий. В пейзажном жанре художник более свободно преодолевает декорационные задачи, умело импровизируя обширной палитрой своего опыта (см. статью о декоративных работах).
Пейзажи Навратила (по крайней мере, небольшие гуашевые) можно было найти практически в каждой приличной пражской коллекции тех времен. К пейзажу художник возвращается всю свою жизнь, комбинируя его с работой по декору и позволяя себе время от времени уйти в его волшебный мир. Главное в его пейзаже - не мотив, а настроение и чистота интонации цвета. Пейзажи, включая самый известный «Охота на лису» (х.м.), несут чисто декоративный характер, но независимо от сюжета, ведут зрителя к действительным истокам изображаемых мест.

Свободный стиль с еще большим мастерством проявляется и в жанровой живописи. Острореалистическая «Деревенская школа» и «Ателье» (с единственной «ню» в его творчестве) возглавляют жанровый ряд. Серия старопражских сюжетов не лишена иронии психологического реализма.

Мир представлений, стимулированных театром, вылился в театральную серию, представленную такими картинами, как «Норма», «Удивленная», «Разговор в будуаре», «Сцена в будуаре» и т.п. В большинстве из них представлен галантный мир рококо (как у Ватто), это сцены, участником которых сам художник не был, они отразились в зеркале фантазии и приукрашены). Самой ценной работой театральной серии является «Портрет актрисы».
В жанре натюрморта интересны не только сами картины, но и наброски для них.

Что касается станкового наследия Навратила, по настоящему его работа была оценена лишь спустя полвека после его смерти, а именно после выставки в Рудольфинуме, когда впервые удалось собрать достаточно большое количество произведений художника.
Ряд произведений художника относится к живописным сокровищам, художественная ценность которых выходит за рамки локального контекста провинциальной пражской среды и занимает свое почетное место среди традиций европейской колористики.

Сейчас трудно представить коллекцию НГ без романтических поистине европейских пейзажей, без загадочно-воздушных женских фигур, таинственных театральных и жанровых сцен художника Йозефа Навратила.

Т.Лузгина. С использованием статьи "Kolorizmus i realizmus J.Navratila" из книги V.Volavka "Ceske malirstvi a socharstvi 19 stoleti" и др. источников.
© 2003-2019 ILOVECZ.ru - любимый туристический портал о Чехии                   Programming by Nikolay Kulbakov