cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
Прага >> Все о Праге >> ° Знакомство с Прагой >> Пражские творцы >> Искусство, мастер, эпоха >> Чешское искусство 19-20 вв. >> Художники >> Навратил
 
 
news
 
 
Йозеф Матей Навратил (1798 – 1865)
 
Чешский художник Йозеф Матей Навратил, один из самых выдающихся колористов в отечественном искусстве, по-праву занимал ведущее место в период после ухода «академистов» А.Манеса и Ф.Ткадлика до прихода Й. Манеса и его последователей, но было бы неправильно определить стиль его творчества лишь историческим романтизмом. В декоративных работах, по-своему продолжая традиции барокко, он обращается к стилю позднее рококо, в станковой живописи - к реализму.

Родился художник в 1798 году в городке Сланы, неподалеку от Праги. Выходец из ремесленного круга, он учился у своего отца,бывшего портного, самодеятельного художника-оформителя, зарабатывающего на жизнь выполнением заказов на роспись стен и потолков в богатых домах со старшим сыном.

1819-23 - годы учебы Йозефа в Пражской академии (тогдашнем училище) под руководством Й. Берглера.
Уже в период обучения художник предпринял ряд студийных поездок, впоследствии он также много путешествовал: несколько раз был в Германии, Швейцарии, Австрии, Бельгии и во Франции. В 1826 году Иозеф женился на Терезии Майрановой, дочери соседа - пражского производителя товаров из шелка.

Творческие этапы
I. Небольшая серия картин, сгруппированная возле фигуры “Девушки” и включающая несколько «Мадонн», датируется до 1835 г. Картины раннего периода уже характеризуют все основные принципы его живописи, их объединяет сине-красный красочный аккорд, перекликающийся со стилем рококо.
Следующую ступень зрелости живописца представляет первая декоративная работа по оформлению замка в Либехове, успешное завершение которой принесло художнику общественное признание и новые заказы.

II. На новом этапе творчества в станковой живописи художника проявляется интерес к фигуре и портрету. После возвращения из Германии и Швейцарии появляется вторая группа, в которой религиозные и исторические сюжеты заменяются рядом женских фигур, как бы явившихся наполовину из действительности, наполовину из снов, самые известные из этих поэтических видений: «Задумчивая», «Дама, сидящая у окна», «Мать с младенцем» и «Норма». Относительно первой камерной группы, это тонкая, почти монохромная живопись, как правило, в технике гуаши, позволяющей удержать единство тона, приглушая краски.

III. Третий период творческого развития мастера - последние тринадцать лет жизни, от 50 до 63 лет (когда после смерти сына его хватил удар, после которого до своей смерти в 1865 г. он уже не мог работать) считаются вершиной творчества художника.
Начинается этап с очередного ряда зарубежных путешествий. В пейзажном жанре художник более свободно преодолевает декорационные задачи, умело импровизируя обширной палитрой своего опыта (см. статью о декоративных работах).
Пейзажи Навратила (по крайней мере, небольшие гуашевые) можно было найти практически в каждой приличной пражской коллекции тех времен. К пейзажу художник возвращается всю свою жизнь, комбинируя его с работой по декору и позволяя себе время от времени уйти в его волшебный мир. Главное в его пейзаже - не мотив, а настроение и чистота интонации цвета. Пейзажи, включая самый известный «Охота на лису» (х.м.), несут чисто декоративный характер, но независимо от сюжета, ведут зрителя к действительным истокам изображаемых мест.

Свободный стиль с еще большим мастерством проявляется и в жанровой живописи. Острореалистическая «Деревенская школа» и «Ателье» (с единственной «ню» в его творчестве) возглавляют жанровый ряд. Серия старопражских сюжетов не лишена иронии психологического реализма.

Мир представлений, стимулированных театром, вылился в театральную серию, представленную такими картинами, как «Норма», «Удивленная», «Разговор в будуаре», «Сцена в будуаре» и т.п. В большинстве из них представлен галантный мир рококо (как у Ватто), это сцены, участником которых сам художник не был, они отразились в зеркале фантазии и приукрашены). Самой ценной работой театральной серии является «Портрет актрисы».
В жанре натюрморта интересны не только сами картины, но и наброски для них.

Что касается станкового наследия Навратила, по настоящему его работа была оценена лишь спустя полвека после его смерти, а именно после выставки в Рудольфинуме, когда впервые удалось собрать достаточно большое количество произведений художника.
Ряд произведений художника относится к живописным сокровищам, художественная ценность которых выходит за рамки локального контекста провинциальной пражской среды и занимает свое почетное место среди традиций европейской колористики.

Сейчас трудно представить коллекцию НГ без романтических поистине европейских пейзажей, без загадочно-воздушных женских фигур, таинственных театральных и жанровых сцен художника Йозефа Навратила.

Т.Лузгина. С использованием статьи "Kolorizmus i realizmus J.Navratila" из книги V.Volavka "Ceske malirstvi a socharstvi 19 stoleti" и др. источников.
Иозеф Навратил - мастер декоративной фресковой живописи
 
Один из самых известных пейзажей Навратила - романтический Дахстейнский водопад (замок в Иирнах)
Один из самых известных пейзажей Навратила - романтический Дахстейнский водопад (замок в Иирнах)
Альпийский салон в Иирнах
Альпийский салон в Иирнах
http://www.jirny.cz/navratil.htm
http://www.jirny.cz/navratil.htm
Замок в Либехове. Цикл настенных картин по мотивам стихов Эберта.
Замок в Либехове. Цикл настенных картин по мотивам стихов Эберта.
Роспись большого зала замка в Либехове
Роспись большого зала замка в Либехове
Кленова у Клатов. Иллюзионная шаблонная роспись
Кленова у Клатов. Иллюзионная шаблонная роспись
На протяжении всей своей творческой жизни Навратил работал как художник-декоратор, расписывая помещения замков и мещанских домов: оформляет интерьеры замков в Либехове, в Кленове у Клатов, в Велких Иирнах; расписывает стены всех жилых помещений комплекса «Новые мельницы» для пражского мельника Михаловица, принимает участие в реконструкции Вальдштейнского дворца, ряда объектов на ПГ, зала капитула пражского монастыря Крестоносцев; Закупы и Плосковице – основные работы зенита творчества мастера.

• В замке мецената Антонина Вайта в Либехове романтическая историческая живопись Навратила представлена в цикле настенных картин и оригинальной росписи потолка по мотивам стихов пражского немецкоязычного поэта К. Э. Эберта. Качество настенных росписей отдельных помещений замка (которые выполнялись на протяжении пяти лет – 1838-43) колеблется, очевидно, в соответствии с ростом мастерства художника. Успешное завершение оформления замка в Либехове принесло художнику общественное признание и новые заказы.
В дальнейшем художник оформил много замков, принадлежащих Вайтам.

• Ряд работ для замка в Иирнах (как и в Кленове) проходил параллельно с либеховскими росписями. Мастерство художника-декоратора проявилось здесь в полной мере в росписях Альпийского салона, а также в оформлении библиотеки, спальни и садовой лоджии. К лучшим работам Навратила относится известный романтический Дахстейнский водопад – фрагмент росписи Альпийского салона в Иирнском замке. Фигурки под водопадом – ироническое до карикатурности изображение бидермайеровской романтики.
В первой половине 19 века в моду вошли т.н. Zimmerreise. Художник оформил помещение таким образом, чтобы создавалось впечатление, что человек обозревает пейзажи из беседки, расположенной в горах. Альпийский салон Навратила - великолепная пейзажная живопись в сочетании с аллегорическими изображениями в обрамлении рисунка архитектурных деталей, точно выдержанного в масштабе. Пейзажи прописаны тщательно, нередко предпочитаются «задумчивые» холодные тона.
• В замке Кленова у Клатов он применяет технику, известную под названием иллюзионная отделка; в данном случае, это, скорее, работа искусного ремесленника: имитация отделки помещений под дерево (в сочетании с деревом) и виртуозные шаблонные росписи проведены на высоком художественном уровне силами мастерской.

Пражские работы
• В оформлении дома приятеля художника, образованного мельника Михаловица, как и на предыдущем объекте, очевидна работа членов его мастерской, на том или ином уровне выполняющих задания по эскизам художника. Сцены серии театральных сюжетов (16 легендарно-исторических сюжетов в Театральной комнате с автопортретом и датой окончания работ 1847), представленные в явно «народной» подаче, заключены весьма непосредственно в рокайлевые обрамления.
Пейзажные композиции в технике энкаустика, исполненные рукой мастера в других помещениях дома, свидетельствуют об ином характере и новом качественном уровне творчества Навратила. Один из альпийских пейзажей, превратившийся в кулисы для жанровой картины из жизни итальянских крестьян, как и его натюрморт с фруктами (в отличие от либеховских декоративных натюрмортов нидерландского образца), свидетельствуют о переходе художника на реалистический этап творчества.
• В 1851 г. ему было доверено обновление барочных росписей Вальдштейнского дворца
• Три большие композиции, заполнившие потолок в зале капитула пражского монастыря Крестоносцев, полнокровней, живее и крепче в сравнении с высушенными настенными росписями рубеновской школы (обозначенного периодом упадка академии). Об этих фресках говорилось, что они осуществлены теми же художественными средствами, какими пользовался Рейнер 100 лет назад.
• Роспись капеллы Гадовка на бывшем дейвицком винограднике – импровизация «под старых мастеров» эпохи барокко.
Среди других пражских декоративных работ Навратила – росписи в Капелле св. Креста, беседки Матиаса и участие в реконструкции нового салона Королевского дворца на ПГ, оформление жилых помещений при кирпичном заводе Хегерта и др.

• Основными среди оформительских работ, связанных с поздним этапом творчества художника, являются росписи в Закупах и Плосковице.
Поначалу основной задачей Навратила, как знатока техники исторической живописи, в этих императорских замках была реставрация облупившихся росписей эпохи барокко. Постепенно его участие в обновлении этих замков переросло в деятельность художника-живописца: композиции, по возможности, оставались прежними, колорит новый.
• В том же освобожденном стиле расписывается потолок садового павильона в Иирнах: закупские мотивы с попугаями приобретают в цвете почти китайскую легкость. Палитра, составленная из светлых оттенков пестрых красок, великолепно сочетается по тону с цветочно-фруктовым окружением. Такая редакция цветового решения своей необычностью оказалась исключением во взглядах на живопись того времени. Виртуозные экспромты, словно бы выплеснутые из рога изобилия, действительно являются достойным завершением его декоративного творчества.

Т.Лузгина. С использованием статьи "Kolorizmus i realizmus J.Navratila" из книги V.Volavka "Ceske malirstvi a socharstvi 19 stoleti" и др. источников.
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.53 CZK
1 USD=21.79 CZK
100 RUB=36.7 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24426 статей
28331 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+