cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
Прага >> Все о Праге >> ° Знакомство с Прагой >> Пражские творцы >> Искусство, мастер, эпоха >> Чешское искусство 19-20 вв. >> Художники >> Манесы
 
 
news
 
 
Семейство Манесов
 
И.Манес
И.Манес
Пейзаж Антонина Манеса
Пейзаж Антонина Манеса
Амалия Манес. Долина в горах
Амалия Манес. Долина в горах
Пейзаж Квидо Манеса
Пейзаж Квидо Манеса
Отец Иозефа Антонин Манес (1784-1843) – один из основоположников национальной школы пейзажа; был превосходным рисовальщиком, непревзойденным пейзажистом и прекрасным педагогом. Он был учеником первого профессора ПХА К.Постла и уважал традиции позднего барокко, в его лице происходит переход стилевой границы между идеализацией пейзажной живописи, тяготеющей к античности к новому видению с более внимательным подходом к детали. Антонин Манес стремился к созданию поэтически обобщенного образа родной природы. Эволюционировал от классицизма к романтизму.

Крестным отцом Иозефа был первый директор пражской художественной академии (ПХА) Иозеф Берглер.
Отец художника Антонин и его брат Вацлав Манес (1793-1858, дядя художника, фигуративный живописец) были профессорами ПХА.

Старшая сестра Иозефа Амалия (1817-1883) – одаренная художница, основала школу живописи для девушек; давала частные уроки. После смерти родителей Амалия посвятила себя заботе о братьях, не позволив себе выйти замуж; они жили в доме на ул.Спалена,№75. Талантливая художница предпочитала рисунок и пейзаж в технике акварель, писала и маслом.

И самый младший брат Квидо (1828-1880), жанровый живописец, обучал рисованию членов дворянских семей частным образом. В возрасте 10 лет он был принят в Академию, где учился 13 лет. В отличие от отца с сестрой, его больше привлекал рисунок и жанровая, а также батальная живопись.

В 2003 году во дворце Кинских была устроена обстоятельная выставка, посвященная творчеству семейства Манесов. Картины из 16 галерей, разместившиеся на двух этажах галереи с немалой экспозиционной площадью, представили творчество двух генераций этого необычайно талантливого семейства художников.

Статья о выставке:
http://dogalerie.tiscali.cz/art.asp?id=190

В настоящее время с некоторыми из работ Антонина, Иозефа, Квидо и Амалии Манес, входящими в постоянную экспозицию чешской живописи 19 века из собраний Городской галереи можно познакомиться, посетив Тройский замок; основная коллекция, разумеется, находится в Национальной галерее г. Праги.
http://www.ngprague.cz/main.php?language=cz&pageid=d02

«Семья живописцев Манесов» - такое издание выпустила недавно пражская Национальная галерея. В книге собраны все факты, которые известны о жизни и творчестве двух поколений семьи художников Манесов. Автором внушительной публикации с замечательным художественным оформлением является искусствовед Надежда Блажичкова-Горова.
Иозеф Манес (1820-1871) Страницы из жизни художника
 
Деревенский костел
Деревенский костел
Мельница в горах
Мельница в горах
Рабочие эскизы к картине
Рабочие эскизы к картине "Встреча Петрарки с Лаурой"
Лаура, фрагмент подготовительной работы
Лаура, фрагмент подготовительной работы
Смерть Николая Лейденского
Смерть Николая Лейденского
Закат солнца в горах
Закат солнца в горах
Белошвейка
Белошвейка
Снежка на восходе
Снежка на восходе
Иозеф (Иосиф) Манес – живописец, рисовальщик, график, монументалист; самый выдающийся представитель прославленной семьи чешских художников, основатель и классик современного чешского искусства.
Манес - автор пейзажей, портретов, иллюстраций к народным песням, отмеченных гибкостью линий, мягкими цветовыми созвучиями.
В духе романтизма Манес создал классический идеал славянского героя и национальной истории, оставил богатое графическое наследие. Он является автором точных и тонких по манере, поэтически обобщенных образов крестьян (роспись медальонов циферблата астрономических курантов ОРЛОЙ на Староместской ратуше), участник декоративного оформления костела св. Кирилла и Мефодия, а также ограждения романской ротонды св. Креста.
*************************************************************
1820 – родился в Праге, учился рисунку и живописи у отца.
1835 – когда Иозеф поступил в Академию, ее возглавлял его дядя Вацлав Манес, поддерживающий художников, работавших в области исторической живописи.
1836 – директором ПХА становится Ф.Ткадлик, под руководством которого Иозеф осваивает методы итальянского чинквенченто (итальянское название высокого и позднего ренессанса и начала маньеризма), которому сохранял верность всегда.
1841 - после смерти Ткадлика руководство ПХА было доверено Х.Рубену (приехавшему из Мюнхена), с которым И.Манес разошелся в художественном отношении.
1844-47 – И.Манес продолжает образование в Мюнхене, путешествует по восточной Европе.
1849 – художник почти целый год живет и работает в замке его приятеля графа Силва-Тарукка "Чехи под Коширжем", куда в последствии возвращается регулярно до 1887 г., совершает ряд путешествий с целью ознакомления с новыми и старыми методами репродукции.
1863-1866 – период борьбы за престижные заказы по созданию курантов и декора Карлинского храма.
После ликвидации ультраквистского общества «Аркадия», членом которого он состоял, И.Манес становится председателем секции изобразительного искусства художественного содружества «Умелецкая беседа».
1856-59 – в орнаментальной декорации краловедворской Рукописи Манес объединил абстрактный орнамент с элементами романского декора и со стилизованным народным орнаментом в единую образную систему. Тем самым Иозеф Манес дал основу для разработки сецессного орнамента А.Мухи в конце 19 в. (в этой связи, знаменитые графические Альбомы Мухи можно назвать продолжением, развитием графического наследия Манеса). Книжная графика Миколаша Алеша продолжает его традиции.
1862-64 – по заказу различных обществ (напр. «Сокол», "Ржип") он создает эскизы эмблем и знамен.
Проект решетки вокруг часовни св. Креста (ул. Каролины Светлой) был осуществлен после того, как ротонда была спасена от угрозы сноса не без помощи Манеса.
Монументальные орнаменты Манеса создавались одновременно с зарождением нового движения, которое впоследствии вылилось в пражскую сецессию.
1867 – Манес в составе культурно-политической делегации с миссией славян отправляется в Россию, где посещает Петербург, Москву, Троице-Сергиеву Лавру. К сожалению, от Московского альбома не осталось почти ничего.
1870 – тяжело больной художник едет в Рим
1871 – Иозеф Манес умирает в Праге, похоронен на Ольшанском кладбище.
 
Иозеф Манес – рисовальшик позднего романтизма
 
Портрет Й.Манеса работы Швабинского
Портрет Й.Манеса работы Швабинского
Нижний циферблат курантов Староместской ратуши
Нижний циферблат курантов Староместской ратуши
"Июнь" - один из медальонов курантов Орлой (оригинал - в городском музее Праги)
Святой Вацлав, знамя национальной гвардии Градца Кралове. 1848г.
Святой Вацлав, знамя национальной гвардии Градца Кралове. 1848г.
Знамя для спортобщества
Знамя для спортобщества "Сокол", масло по шелку, музей физкультуры, Прага
Эскиз эмблемы певческого общества
Эскиз эмблемы певческого общества "Ржип" в Роуднице
Центральные ворота карлинского св. Кирилла и Мефодия
Центральные ворота карлинского св. Кирилла и Мефодия
Иозеф Манес воспитывался и рос в семье художников: его отец и сестра были пейзажистами, дядя – фигуральным живописцем, брат – жанровым. Обучившись исторической живописи, Иозеф уже в молодые годы писал картины на романтические темы, был отличным портретистом и талантливым пейзажистом.

Он занимался изучением фольклора и ботаники: любил и изучал природу. В области декоративного творчества он проявил себя, как «гениальный живописец образцов и орнаментов», как он сам отзывался о себе.

Пройдя все стадии академической подготовки под руководством Ткадлика, Иозеф Манес стал «законным сыном первого поколения романтиков». Он относился с уважением к этому поколению, переняв от него эстетику и поклонение перед Средневековьем. Свое отношение к произведениям ранней готики и всей эпохи романского стиля Манес выражал словом «величественный». Он был отличным рисовальщиком, что характерно для периода позднего романтизма. Второе поколение романтиков принято рассматривать как переход к реализму.

Однако комплекс его декоративных произведений свидетельствует больше о стилизующих, абстрактных элементах его творчества, которые сам он ценил в своем искусстве.
Корни творчества Манеса глубоко уходили в прошлое, а результаты нередко опережали современность.

Можно сказать, что он никогда не подчинялся узким требованиям своей среды, был очень вспыльчив, что сказывалось на его слабом здоровье, однако конфликтные ситуации разрешались компромиссами, а художник оставался верным своим принципам.

Всю жизнь художник мечтал уехать из Праги в какой-нибудь крупный художественный центр – Париж, Лондон или Рим, однако финансовые возможности позволяли осуществлять лишь поездки на «славянский восток». Но именно в местах, отдаленных от художественных центров, он находил модели для своих героев, собирал материалы для своих будущих работ (циклов, Рукописи, иллюстраций, курантов).

В конце 40-х годов художник живет попеременно в Праге и в моравском замке Чехи под Коширжем, запечатлев два противоположных полюса угасающей патриархальной эпохи.
• На небольших акварелях и крупных эскизах – деревенская хата и толпа деревенских красавиц и парней. Эта полная спокойствия тема, типичная для славянской литературы, получает у художника свой подтекст: народную стихию Манес облагораживает.
• Жизнь господ художник изображает в мелком бидермайерском масштабе, порой тонко переплетая его с элементами позднего рококо.
В молодости Манес любил вращаться в обществе образованных дилетантов или художников. С течением времени круг его друзей непрестанно сужался.

К парадоксам национально смешанной среды следует отнести то обстоятельство, что чешским языком художник владел скорее лишь при помощи кисти, а не слова (говорили тогда на немецком языке). Открыватель чешской морфологии, он создавал романтические миниатюры путем комбинации по рукописям, содержавшим отечественные легенды, стилизуя их в народном духе при помощи простых цветов.

Со 2-й половины 50-х гг. Манес систематически занимался книжной графикой, занимаясь поиском идеального славянского образа. К тексту Краловедворской Рукописи он создал персонажи певцов той лирической эпохи. Это не барды и трубадуры, а скорее деревенские ребята (напоминающие членов гимнастических обществ). Полусимволические-полуреальные образы размещены по полям и лесам или в пространстве, образуемом орнаментом, исходящим из средневековых инициалов – знаков, вносящих необычайно фантастические мотивы, сплетенные из абстрактно стилизованных зооморфных элементов.
При этом происходит отказ от пространственного изображения: художник жертвует трехмерное наследие Ренессанса в пользу двухмерного эмблематического доренессансного.

Не в последнюю очередь это касается выполнения общественных заказов. Орнамент преисполнен иносказательного значения, изображает либо историю народа, либо ее сохранность в искусстве народного орнамента. При помощи понятных знаков художник выразил идеал новых слоев общества, которые настаивали на предоставлении языкового и политического равноправия, что способствовало демократизации искусства.

Иосиф Манес – художник 19 века. Из всех доступных областей искусства он выбирал средства свободно и независимо. К концу жизни его психический недуг непрестанно прогрессировал и ему суждено было бороться с ним до последнего издыхания. Манес умер холостым, бедным и почти всеми забытым. Невзирая на трагическую судьбу, художник оставил народу прекрасное наследие.

Источники: Anna Novakova “Jozef Manes – malir vzorku a ornamentu”; Lubos Hlavicek “Jozef Manes a umelecka rodina Manesu" и др.

Материалы собрала Т.Лузгина
При копировании ссылка на сайт обязательна
Чешская Мона Лиза
 
Иозефина
Иозефина
"Вечер"
Девятнацаилетня девушка из поселка Кнёвице Фанилка Штёвичкова приехала в Прагу, где была принята на службу в семью художников Манес. Сблизившись с Иозефом Манесом, она стала его натурщицей. Такие классические «ню», как «Утро», «Вечер» и акварель «Мария Магдалина» писались с этой модели. Развитие отношений молодых людей не осталось без внимания со стороны хозяйки дома сестры Иозефа Амалии, которая сочла благоразумным прогнать Фанилку, чтобы та не испортила репутацию брата. Фанилка вернулась в родной поселок, где в 1850 г. родила дочь, назвав ее при крещении в честь отца Иозефиной.
Поздней Фанилка вернулась в Прагу и вышла замуж за служащего подъемного моста В.Алберта, который радушно принял и ее 10-летнюю дочь Иозефину. Они жили в районе Уезд. Спустя некоторое время мать с дочерью тайно навещали Иозефа Манеса в его мастерской. Вот так и появилась картина под названием «Иозефина», которую называют «пражской Джокодондой» или "чешской Моной Лизой".
Иозефина умерла в 1916 г., похоронена на дейвицком кладбище с костелом св. Матвея, на ее могильной плите имеется надпись: «Здесь похоронена Иозефина Говоркова, дочь Иозефа Манеса».
http://mesta.obce.cz/knovice/zajimavosti.htm
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.46 CZK
1 USD=21.49 CZK
100 RUB=36.77 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24426 статей
28331 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+