cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Сазавский монастырь, история, архитектура, живопись
 
Скит отшельника Прокопия с первым храмом Д.Марии и монашеской коммуной (1009 г.), заменил бенедиктинский монастырь, основанный его первым аббатом в лице Прокопия (с разрешения князя Олдржиха) в 1032 году.

Cпустя год после смерти аббата Прокопия, в 1053 г. Спитигнев II выгоняет славянских монахов из Сазавского монастыря, заменив их латинскими монахами немецкого происхождения.

После изгнания сазавские монахи ушли в Венгрию, где установили контакт с русскими монахами, ставший впоследствии основой русско-сазавских связей. Неопровержимым свидетельством этих связей является сообщение Сазавской хроники о том, что в 1095 г. в основание одного из престолов поставленного в монастыре храма были положены частицы мощей Бориса и Глеба. Такие реликвии могли попасть в Сазаву лишь из храма в Вышгороде под Киевом, где хранились мощи этих русских святых.

В 1061 г. Вратислав II предложил сазавским монахам вернуться в монастырь. Наряду с архитектурным развитием комплекса при аббате Божетехе начинаются богослужения на старославянском языке и расцвет деятельности монастыря, ставшего посредником в культурных связях между Чехией Пршемысловского периода и славянским юго-востоком.

Литературная деятельность славянской Сазавы заключалась, во-первых, в переписке более древних старославянских текстов не только чешского, но и других славянских центров, во-вторых, в создании оригинальных произведений, и в-третьих, в переводах.

Один из алтарей Сазавского монастыря был посвящен русским святым Борису и Глебу, в монастыре переписывались и хранились старославянские рукописи, в том числе и русского происхождения, например глаголическое Реймское евангелие — апракос. Старославянская письменная традиция и связи с восточными славянами поддерживались в Сазавском монастыре не только до 1054 г., когда христианская церковь расчленилась на Западную (католическую) и Восточную (православную), но и после раскола.
Сохранились свидетельства о тесных связях последователей св. Прокопия Сазавского с монахами-святогорцами и братией Киево-Печерской лавры.

Но вот - новое изгнание сазавских монахов в 1097 году Бржетиславом II, в результате чего использование старославянского языка прекратилось окончательно, а на Сазаву пришли монахи Бржевновского монастыря.

С 12 века монастырь имеет чисто латинский характер (аббат Детгарт); при аббате Силвестре продолжается строительство монастыря. Литература, возникшая в это время, написана на латинском языке, сюда относятся: Легенда о св. Прокопии, Летопись Монаха Сазавского и др.

В 1204 г. Пршемысл Отакар-I добивается у папы Иннокентия III причисления Прокопия к лику святых.

Перестройка старых объектов в готические была начата при аббате Матее около 1315 г.
От этого этапа строительства остались пресвитерий и крипта церкви. Из монастырских построек – капитульный зал.
Первоначальный проект, предполагавший строительство базилики из белого песчаника, позднее был изменен на проект 3-нефного храма зального типа с двумя башнями на западном фасаде, уже из красного песчаника. Не исключено, что здесь сказалось влияние придворной мастерской Матфея Аррасского (первого строителя собора св. Вита).
Однако окончательной реализации этого масштабного проекта не суждено было состояться. Работу нарушили гуситские войны. Была закончена лишь южная стена с аркадами на мощных профилированных пилонах и 3-этажная южная башня, хор с боковыми капеллами и фундаменты притвора.

Гуситское движение во всех отношениях отрицательно сказалось на развитии Сазавского монастыря. В 1421 г. монастырь захватили пражские гуситы, судя по всему, выгнав всех монахов с его территории. Уже спустя 6 лет Сазава со всеми усадьбами оказалась во владении панов из Кунштата, удерживающимися там до начала 16 века. Правда, упоминается, что в конце 15 в. там вновь появились аббаты, жившие здесь в качестве приходских священников. К середине 16 в. в монастыре осталось всего несколько монахов.
Владельцы поместья часто менялись, а само поместье сильно дробилось. Новые хозяева стремились получить максимальный доход от хозяйства и совершенно не заботились о все более ветшавших монастырских постройках.
В 17 и 18 в.в. некоторые аббаты стремились обновить монастырь и костел, получивший тогда барочный вид и новую мебель. Функцию костела стал выполнять хор, закрытый и перекрытый сводами в 1687 г. При обновлении после пожара появились западный барочный фасад (отчего, разумеется, пострадал готический облик храма) и прелатура.

При императоре Иозефе II монастырь был упразднен, а в 1809 Сазавское поместье было продано на аукционе Вильгельму Тигелю из Линденкрона.
Конвент перестраивал в замок в 1809 г. очередной владелец Ян из Нойберга. Последним владельцем замка был Фридрих Шварц. Его семье замок с поместьем принадлежал до освобождения Чехословакии в конце второй мировой войны.
Монастырский ансамбль был объявлен памятником культуры в 1962 г., после обновления он служит целям просвящения.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Стенопись капитульного зала соответствует уровню развития, достигнутого чешской живописью во 2-й пол. 14 века. Фрески, написанные особым видом темперы, представляют сцены из жития Богородицы, что было откликом на распространявшийся в период правления Карла IV культ Девы Марии. Образцами для сазавских фресок послужили, по всей вероятности, придворная живопись Карлштейна и несохранившиеся работы пражских художников.

Лузгина Татьяна
Источники: SAZAVA - pamatnik staroslovenske kultury v Cechach, kol. aut. ODEON 1988;
777 kostelu, klasteru, kapli
P.David, V.Soukup. P., 2002 и др.
Тетраконх - каменный костел св. Креста
 
Модель реконструкции тетраконхи
Модель реконструкции тетраконхи
В ходе археологических исследований на территории северного сада, проводившихся, начиная с 50-х годов 20 века, был обнаружен фундамент центрической сакральной постройки, относящейся к 11 веку, единственная находка такого рода в Чехии.

Речь идет о центрическом здании с квадратным планом, окруженном четырьмя полукруглыми апсидами, соединенными прямоугольными выступами - так наз. т е т р а к о н х е.

Подобные постройки византийского типа можно найти лишь в юго-восточной Европе.
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.47 CZK
1 USD=21.68 CZK
100 RUB=36.93 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24426 статей
28331 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+