cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Ханс фон Аахен (1552 - 1615).
 
Ханс фон Аахен – вторая крупнейшая индивидуальность рудольфинской Праги. Он протежировал совсем еще молодому швейцарцу Йозефу Хейнтцу, приехавшему вместе с ним. Молодые художники принадлежали уже к следующей волне интернационального маньеризма, и, кроме того, были отличными колористами, воспитанными на традициях венецианской школы. Их отношения со Спрангером сложились как нельзя лучше, чему способствовал сам император, умевший по достоинству оценить каждого хорошего мастера.

Приехавший ко двору Рудольфа II в 1590 г., будучи уже серьёзным мастером европейского класса, Ханс фон Аахен очень скоро стал душой колонии художников.

Уроженец Кёльна, в возрасте 22 лет он отправился в Италию, где обучался у Гаспара Рема. Расцвет деятельности фон Аахена относится всецело к истории Рудольфинской Праги. Художник был чистым маньеристом со склонностью к изящной виртуозности, динамичному стилю. Он любил подвижные, легкие силуэты, скользящие, неустойчивые формы, теплый, насыщенный цвет, восходящий к венецианской живописи 16 века.
Рудольфинский «министр культуры»
 
Фон Аахен стал при дворе чем-то вроде министра искусств. На нем лежала обязанность пополнять коллекцию произведениями зарубежных художников и скульпторов, он много ездил, заказывал, доставал экспонаты для галереи и кунсткамеры.
Так например, заказ Рубенсу, уже писавшему первые мантуанские и римские картины, на копии Корреджо во дворце Винченцо Гонзага для кунсткамеры Рудольфа, спровоцировал своей высокой оценкой молодого художника именно фон Аахен, прибывший ко двору мантуанского герцога с целью пополнения пражской коллекции.
* * *
Вот что пишет лучший исследователь творчества мастера Э.Фучикова:
...Кроме того, что это был выдающийся художник, он был доверенным лицом Рудольфа, поручавшего Аахену дипломатические миссии.
Когда в 1603 году он ездил в Италию, то имел действительно наполненную программу. В Венеции им были закуплены картины для императора. В Турине и Мантуе он портретировал дочерей высокопоставленных особ, чтобы Рудольф мог выбрать среди них себе невесту. Кроме того, на каждом дворе художник внимательно осматривал коллекции с последующим обстоятельным отчетом императору о их содержании. В случае, если он делал выбор не сам, то ожидал инструкций от императора по-поводу того, что заказать ...в качестве подарка.

(Historie umeleckych sbirek, OPH)
 
Мир аллегорий
 
Даже когда он обращался к трагическим темам Евангелия или к эпопее турецких войн, его творчество не знало драматизма, «темных настроений». Кровавые события фон Аахен переводил в парад аллегорий: на его полотнах рождались композиции с полуобнаженными стремительными фигурами, фантастическими пейзажами и вымышленными, условными существами. Театральность поддерживается жестикуляцией, аффектированными эмоциями, ритмическим рисунком силуэтов на фоне облачного неба или вымышленного пейзажа, напоминающего театральный задник.
Сказочный, утонченный мир на его изысканных полотнах – мир не столько хорошо известных мифов, сколько их модификаций, овеянных то меланхолией, то тревогой, в высокой степени адекватен тогдашнему представлению о духе поэзии, свободно проникавшей в живопись. Фон Аахен - самый поэтичный из рудольфинцев.
При этом именно ему чаще, чем кому-либо другому, приходилось реализовывать непосредственные заказы императора. Задачу пропагандистской политики средствами искусства фон Аахен решал, целиком переводя изображение в план аллегорий, никогда не включая в них фигуры реальных деятелей.
Так, усложненная семантически серия аллегорий на темы побед в Венгрии, сочетает в себе сцены сражений с аллегориями победы, полуобнаженными мужскими и женскими фигурами, зодиакальными знаками, символистическими изображениями рек и т.п., при этом все эти элементы взаимодействуют между собой.

* * *
Эти композиции-ребусы может расшифровать лишь тот, кто обладает всем набором шифров, привычных среде, их породившей. Но любой ценитель искусства не может не восхититься высоким мастерством и той интерпретационной свободой, которая из всех рудольфинцев наиболее присуща была именно фон Аахену.
Религиозная тематика
 
Достижения фон Аахена в области религиозной живописи также очень серьезны. Свою карьеру художник успешно начал в Риме, написав «Поклонение волхвов» для главного иезуитского храма Иль Джезу.
Впоследствии на пражской почве он сохранил связь с иезуитами и по заказу Иоанна Барвитиуса, тайного секретаря Рудольфа, для храма св. Сальвадора (Спасителя) фон Аахен написал большой образ «Благовещение», центральная часть алтарного образа (1613, НГ Прага). Эта тема трактовалась художником неоднократно, по большому количеству рисунков делались гравюры Саделером, Килианом, де Пассе.
Следуя канону, установившемуся в изображении Девы Марии, художник несколько модернизировал ее образ, придав ему светский оттенок, неизбежный для пражского художественного круга. Его концепция больше связана с личным мистицизмом, религиозным чувством, не выставленным на всеобщее обозрение. Созданный им образ Богоматери окрашен благородством и аристократизмом; при этом художник не переходит грани между светским и сакральным. Царственность в сочетании с кротостью Мария сохраняет во всех сценах своей земной жизни.
 
Портреты
 
Портретную деятельность фон Аахена можно отнести к вершинам рудольфинского искусства. Аахен всегда писал много портретов, в частности, им была создана галерея портретов героев турецких войн. Чаще всего, это – погрудные изображения, сохраняющие непредвзятость в восприятии человека, отображающие сложность внутреннего мира и личное достоинство.

Люди, изображаемые в портретах Аахена редко выглядят счастливыми и никогда – удовлетворенными.
Состояние душевной неудовлетворенности выражается в портретах самого «сатурнического императора» (которого Аахен портретировал неоднократно), в тщательно прописанном «обрамлении» выделяется тяжелое отекшее лицо, завораживающее зрителя неподвижным взглядом холодных и страдающих глаз.

К самым ценным работам Аахена можно отнести поздний портрет Спрангера, пражский портрет девушки (предположительно, дочери художника) и портрет Хейнтца страшего. Изображаемые персонажи – люди сложной духовной жизни, одухотворенные, ищущие гармонии в мире и в себе. Лишь мастер большого дарования с собственной дорогой в искусстве мог создать на пороге 17 века такие неповторимые образы.

Продолжение на второй странице.
Смеющийся художник
 
Расположенность к новаторству проявилась в изображениях молодой четы в подчеркнуто непарадной, снижено бытовой обстановке, где художник разыгрывает сценки, изображая себя таким – нечесаным, небритым, с щербатым ртом – каким он никогда не представлял своих героев, даже рисуя крестьян. Трудно узнать в этой парочке любимца нескольких императоров (каким был Аахен) и дочь знаменитого музыканта и композитора (какой была его жена Регина) на портретах, в которых шутя и смеясь, художник в конце 16 в. пускает в жизнь новую композиционную концепцию, нашедшую широкое распространение в 17 в (невозможно не вспомнить «Автопортрет с Саскией» Рембрандта).

По мнению искусствоведа Э.Фучиковой, сценки, которые Аахен режиссирует и разыгрывает с Региной на этих картинах (Вена, 1592 и 1596), имеют отношение к привычной топике блудного сына.
Атрибутика, указывающая на времяпрепровождение в дурном обществе, быть может, не случайно появится впоследствии в целой т.н. «порочной» серии портретного творчества П.Брандла (уместно вспомнить недавнюю выставку Брандла "Художник земных пороков" в Святогеоргиевском монастыре).

Новаторство серии смеющегося художника с введением в портрет жанрового мотива еще раз свидетельствует о незаурядности Аахена.
AACHEN, Hans von
(род. 1552, Кёльн, умер 1615, Прага)
 
Лучшие полотна фон Аахена украшают художественные галереи Вены, Лондона, Штудгарта, Братиславы, а также коллекцию Эрмитажа.

В Пражской Национальной галерее художник представлен портретом Хейнца и пражским «Благовещением» (Литомержице); галерею Пражского града украшают его уникальный по своей тревожной выразительности и непривычному цветовому решению великолепный пражский «Портрет девушки» (1612) и портрет императора Матиаса, как чешского короля с регалиями. «Смеющихсяся мальчиков» (согласно http://pragensia.tiscali.cz/art.asp?id=359) можно найти в музее искусств г. Кромержиж.
Фрески фон Аахена можно увидеть в пражском староместском храме св. Якуба.

 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.53 CZK
1 USD=21.79 CZK
100 RUB=36.7 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24426 статей
28331 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+