cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
Прага >> Все о Праге >> ° Знакомство с Прагой >> Пражские творцы >> Искусство, мастер, эпоха >> Мастера пражского барокко >> Живописцы и скульпторы барокко >> Брокоффы
 
 
news
 
 
Ян Брокофф
 
Непомуцкий Я.Брокоффа в г. Ирков
Непомуцкий Я.Брокоффа в г. Ирков
Св.Ян Непомуцкий на Карловом мосту
Св.Ян Непомуцкий на Карловом мосту
Ян Брокофф родился в Спишской Соботе (Словакия) в лютеранской семье немецкого происхождения. Обучившись ремеслу резчика, он в течение 5 лет стажировался в Праге.
Из профессиональных соображений Ян принял католическое вероисповедание.

После окончания временных работ в Роншперке у Домажлиц и в Манетине, в 1685 Брокофф-старший получает заказ от графа Туна в местечке Клаштерец над Огрже, где создает аллегорическую пластику на сюжеты времен года, частей света и греческой мифологии, а с 1689г. принимал участие в скульптурном оформлении интерьеров замка Либоховице.

Судьбоносными оказались 1687-1688 годы пребывания и плодотворной работы в Червеном Градеке (см. в рубр. Грады и замки), где Ян имел свою первую мастерскую и где родился его сын Фердинанд Максимилиан (названный в честь заказчика владельца замка Ф.М.Грзана), будущий ведущий скульптор чешского барокко.

После переезда в Прагу Ян покупает дом на Угольном рынке, где проживает с женой, пятью сыновьями и двумя дочерьми. Два старших сына Йозеф и Фердинанд пошли по стопам отца, прославив фамилию, работая в его в мастерской.

Самой известной скульптурой Брокоффа-старшего стала бронзовая отливка Яна Непомуцкого на Карловом мосту. Эта работа Яна Брокоффа, имеющая принципиальное значение для развития чешской скульптуры, возникла в 1683 году, т.е. почти за полвека до причисления Непомуцкого к лику святых в 1729 г. (к тому времени в Чехии уже можно было встретить десятки скульптурных изображений этого святого).
В отличие от главного патрона чешского народа св. Вацлава, Ян Непомуцкий стал особо почитаемым именно в эпоху барокко. В деле о канонизации Непомуцкого особо «постарались» иезуиты (на гребне популярности этого мученика среди бедноты) с целью затенить и предать скорейшему забвению в народе имени церковного реформатора Яна Гуса. Четвертая статуя на Карловом мосту (но самая старшая из сохранившихся) была выполнена по проекту архитектора Ж.Б.Мате; автором скульптуры считается Ян Брокофф.
Оригинал деревянного Непомуцкого и сегодня можно увидеть в костеле св. Яна «На скалке». Она была вырезана по глиняной модели венского скульптора Раухмюллера по заказу графа Вуншвитца. Поскольку в Праге еще не было литейной мастерской, бронзовый слепок с вышеупомянутой работы для Карлова моста был изготовлен в г. Нюрнберге в 1683 г.
Впоследствии именно эта скульптура стала иконографическим образцом для многочисленных изваяний, уменьшенных копий, появившихся на всей территории страны и за рубежом.

Следующая удачная работа Яна Брокофа, скорее, его мастерской, для Карлова моста - многофигурная композиция "Пьета", вытесанная из камня в 1695 г., сильно пострадала от обстрела 1848 г. и в 1859 г. была перенесена в сад монастыря Милосердных сестер под Петршином, где стоит и поныне.
Все же считается, что Брокофф-отец был более искусным резчиком, нежели каменотесом, в чем гораздо более преуспел его сын Фердинанд, именно ему приписывают все последующие каменные скульптуры, выполненные в мастерской. Речь идет о Ф.Ксаверии, В.Фарраре, св. Прокопе и др.
Умер Ян в 1718 г. в доме своего сына Фердинанда на Национальном проспекте.
Фердинанд Максимилиан Брокофф (1688-1722)
 
Скульптурный автопортрет Фердинанда – молодой человек, сидящий с книгой в руках слева от св. Фр.Ксаверия
Скульптурный автопортрет Фердинанда – молодой человек, сидящий с книгой в руках слева от св. Фр.Ксаверия
Тринитарии, Турок и Иван
Тринитарии, Турок и Иван
Св. Каэтан на Карловом мосту
Св. Каэтан на Карловом мосту
Св. Вацлав. Одна из скульптурных групп на Карловом мосту
Св. Вацлав. Одна из скульптурных групп на Карловом мосту
Иоанн Креститель с ангелами (в одном из ангелов признают автопортрет Фердинанда) на Мальтезской площади
Иоанн Креститель с ангелами (в одном из ангелов признают автопортрет Фердинанда) на Мальтезской площади
Непомуцкий, подающий милостыню, скульптурная группа при храме св. Духа
Непомуцкий, подающий милостыню, скульптурная группа при храме св. Духа
Марианский чумной столб на Градчанской площади
Марианский чумной столб на Градчанской площади
Старый Ян Брокофф (1652-1718) и его старший сын Михал Ян Йосиф Брокофф (1686-1721) - скульпторы, внесшие весомый вклад в искусство пражского барокко. Но главным представителем реалистического течения в области ваяния в период расцвета стиля, безусловно, является Фердинанд Максимилиан Брокофф, творчество которого нельзя обойти молчанием при изучении специфических черт чешского барокко.
Имя это доказывает неотъемлемую принадлежность к чешской среде изобразительного искусства, свою органическую связь с ним.
Брокофф исходит из местной традиции, являясь ее явным продолжателем уже с 17 века.

Ф.М.Брокофф родился в 1688 г. в семье резчика по дереву и скульптора Яна Брокоффа, происходившего из Спишской Соботы (Словакия) и получившего признание в Праге после создания крупной модели статуи Яна Непомуцкого для Карлова моста, выполненной по эскизам австрийского скульптора Раухмиллера.
Фердинанд родился в г. Червеный Градек в Западной Чехии, где работал тогда его отец, имея при себе всю семью. В 1692 г. молодой Брокофф приезжает с отцом в Прагу, где остается жить до самой своей смерти, за исключением нескольких поездок в связи с работой: в Вену и в Силезию. Умер Фердинанд от туберкулеза, профессиональной болезни каменотесов в возрасте 34 лет.

В Праге он жил сначала в Старом городе, а с 1718 г в Новом Городе пражском на нынешнем Национальном проспекте в доме, получившем название в честь брокофской мастерской «У скульпторов». Он пережил отца и брата, прожив свою жизнь холостым, живя при матери, совладелице мастерской. Всю свою жизнь Фердинанд отдал интенсивному скульптурному творчеству.
Первые биографы описывают самого Фердинанда, как человека тихого, стоящего в стороне от всякого шума; материалы того времени и его автопортрет свидетельствует о том, что это был человек сосредоточенный, настойчивый, организованный.

Первую профессиональную подготовку Фердинанд прошел в мастерской отца. Учебная стажировка проходила в Вене, где он присоединился к итальянской ориентировке в области скульптуры, представляемой тогда братьями Штруделями. На молодого скульптора оказала воздействие и архитектурная пластика Джованни Джулиани. В Вене он знакомится с архитектором И.Б.Фишером фон Эрлих, который впоследствии не раз привлекает его к выполнению ряда своих работ.

Однако, творческий стиль работы и взгляды Брокоффа сформировались лишь в результате синтеза внешних импульсов и пражских традиций. После своего возвращения в Прагу, скульптор знакомится с близкими ему концепциями, в частности, родственным ему по духу становятся серьезное реалистически действенное творчество Яна Йиржи Бендла (1620-1680), упрощенный бернинизм Матея Вацлава Яккеля (1655-1738) и художественные достижения создателей многих пражских произведений изобразительного искусства. Творчество его современника и в какой-то степени соперника М.Б.Ьрауна (1684-1738), отличное по своей натуре, воздействовало на Брокоффа скорее всего силой антипода.

Скульптора очень вдохновляла живопись того времени, в частности, творчество П.Брандла на определенном этапе, а именно, его произведения 1700-1710 г.г., когда объем в его произведениях читался наиболее четко.
Таким образом, Фердинанд Брокофф не имел ни одного великого учителя, но умел выбирать - как в Вене, так и в Праге – мотивы, соответствующие его художественной натуре.
К источникам его стилевой информации относилась также и графика того времени, которая, очевидно, косвенно способствовала познанию образцов Микеланджело.

Мастерская Брокоффов была значительно меньше мастерской Брауна, но очень производительной. Долгое время руководил мастерской Ян Брокофф (отец) в деловом отношении, но в художественном отношении – всегда Фердинанд. Несмотря на то, что преимущественно Фердинанд сам моделировал, вытесывал и высекал, проявляя при этом всестороннее техническое мастерство, все же нельзя отрицать в работах, выпущенных мастерской, наличие подсобного труда скульпторов-ремесленников, что порой проявлялось на качестве и манере исполнения. Колоссальный объем работ за короткие сроки иначе выполнить было практически невозможно. Таким образом, деятельность мастерской не составляла исключения из правил коллективного выполнения работ, характерной черты, присущей эпохе барокко.

Каменная пластика до 1718 г. обозначалась маркой фирмы отца, Фердинанд обозначал лишь свои главные произведения лапидарной сигнатурой «FECIT BROKOFF». Позднее этот порядок изменился. Резьба по дереву, выполняемая Фердинандом до 1716г., вообще не имела никакой сигнатуры.

Если отнести начало целенаправленной деятельности Брокоффа к 1709 г., то по его работам на Карловом мосту (от св. Войтеха, деревянная модель которого была найдена, и вплоть до статуи св. Каэтана и Ф. Борджиа) можно проследить его быстрое созревание.
В 1711 г. можно уже отметить первые своеобразные и притом искусные произведения: такие крупные скульптурные группы по заказам иезуитов, как группа во главе со св. Игнатием (модель сохранилась в лапидарии НМ) и со св.Ф.Ксаверием. Вэтих работах постепенно проявляется связное, пусть медленное, но сильное оживление движением.
К лучшим проявлениям художественного творчества Ф.Брокоффа относятся работы 1714-1718 годов, охватывающие другие крупные произведения, как например,
• последнюю мостовую группу Тринитариев, включая экзотическую фигуру т.н. «Пражского Турка» (1714), главным же образом, скульптурный декор Морзинского дворца (1714) с исполинскими фигурами мавров-атлантов, отличающимися подчеркнутым выявлением объема и вполне пластической и структурно разнообразной моделировкой;
• фигурную пластику на саркофаге Вратислава в храме св. Иакова (по проекту И.Б.Фишера фон Эрлах, 1714-1716), в отношении компоновки совершенно уравновешенную, выразительную и реалистическую;
• пластику Мальтской статуи в Праге;
• недавно обнаруженные статуи в пражском кладбищенском храме Мальвазанских (1715);
• статуи мавров в замке Коуниц (1718-1719).
В этих произведениях художественный уровень невероятно быстро поднимается, достигая своей кульминации, когда все творчество барокко в Чехии взметнулось ввысь и приобрело специфические черты в искусстве Брауна, живописи Брандла, зодчестве Сантини и др. художников.
Невероятно быстрый подъем и достижение мастерства Брокоффа проявляется и в дальнейшем его творчестве и находит свое выражение в экспрессивных крайностях, наряду с уравновешенностью в области резьбы по дереву: таков его «Крестный путь» в храме св. Гавла (1719-20), проблески высокого мастерства заметны и в резном ансамбле храма г.Петровице под Рокитником (1720), но в полной мере мастерство скульптора вновь засияло в монументальной концепции смоделированных с большим чувством мраморных пластик для капеллы курфюрста в кафедральном соборе г. Вроцлава (созданных при сотрудничестве с арх. Фишером фон Эрлах, до 1722), где проявилось не только его техническое мастерство, но и высокий художественный уровень произведений. Успех этих работ способствовал выдвижению Брокоффа в один ряд с выдающимися венскими мастерами декорации интерьеров.

В течение последних 8 лет жизни Брокоффа его творчество отмечается временным упадком и новым подъемом, вновь задававшим тон с появлением таких ценных зрелых произведений, как например,
• изображения полных выразительности, почти классической умиротворенности фигур «Крестного пути» в замке Духцов,
• благородно уравновешенные и пластически проработанные статуи для замка Дечин (1725),
• объемно убедительные пластики градчанского обелиска Д.Марии,
• «Видение св. Губерта» на Томашской улице в Праге (1724-26),
• и, наконец, монументальность последней пары исполинов на фасаде монастырского храма в Кржешове (Силезия, 1729-30).

Лапидарную (способную сжато и лаконично выразить мысль) характеристику песчаниковых статуй подтверждают также и поздние работы по дереву, обнаруженные недавно:
• алтарные статуи в храме Милосердных братьев в Праге (1724)
 
Михал Ян Йосиф Брокофф
 
Св. Войтех на Карловом мосту
Св. Войтех на Карловом мосту
Св.Ян Непомуцкий возле храма св. Иоанна Крестителя «На прадле»
Св.Ян Непомуцкий возле храма св. Иоанна Крестителя «На прадле»
Копии римских императоров на аттике Ностицкого дворца
Копии римских императоров на аттике Ностицкого дворца
Старший сын Яна Брокоффа, как и брат Фердинанд, - представитель искусства зрелого барокко. Кроме отца, на него оказали влияние скульпторы Квитайнер и Майер.

Работы Йозефа Брокоффа отличаются сосредоточением внимания на проработке головы при сдержанном общем решении фигур в пространстве. В отличие от брата, Йозефу не всегда удается гармонично соединить мимику с жестикуляцией, а драпировка не всегда следует за движением тела.

Й.Брокофф – автор или соавтор ряда таких скульптурных изображений в Праге, как
св. Войтех на Карловом мосту, Геркулес в Коловратском саду (СМ), а также ряда пластик в чешских провинциях: ск. группа Д.Марии в Полици над Метуйи, изваяния чешских патронов и святых в Дечине, Рождялове, Радиче, Скрамнике и других.
Работы скульпторов семейства Брокофф на Карловом мосту
 
• 1683 г. Бронзовый «Непомуцкий» (местонахождение - №8 справа) Яна Брокоффа-отца
• 1695 г. «Пьета» Яна Брокоффа-отца (стояла №3, слева, «перенесена)
• 1706 г. «Иоанн Креститель» Михала Яна Йозефа Брокоффа (стоял №6 справа, сейчас в лапидарии НМ), пострадал при стрельбе 1848 г., это - гармонически уравновешенная трехфигурная композиция, отличается от работ отца большим одушевлением материала.
• 1707 г. Первой из восьми скульптурных групп (всего - 40 фигур, составленных в группы в течение семи лет) Фердинанда Максимилиана Брокоффа – «Маргарита, Варвара и Елизавета», выполнена 19-летним талантливым ваятелем в мастерской отца, его брат Йозеф (старше на 2 года) выполнил здесь декор постамента (группа №2, слева).
• 1709 г. Двумя годами позже появляется вторая группа Фердинанда «св. Каэтан» (№12, справа).
• 1709 г. «Св. Войтех» Йозефа Брокоффа. Предполагается, что при работе над драпировкой облечения Войтеха автору (в сравнении с младшим братом, менее сильному в исполнении) определенно помогал Фердинанд; об авторстве всей этой работы до сих пор ведутся дискуссии в среде искусствоведов и историков (№13, справа).
• 1710 г. Следующее (3-е) творение Фердинанда - «Франсиско Борджа» (№ 7 слева) проявление свободной концепции, здесь вновь оригинальное развитие в пространстве, начиная с постамента.
• 1711 г. Одна из самых совершенных монументальных групп с собственным портретом Фердинанда - группа во главе с Франциском Ксаверием (№ 5 слева). Скульптурная группа изображает мессионера св. Франциска на высоком постаменте, который поддерживают татарин, самурай, негр и языческий правитель, готовящийся к обряду. У ног святого преклонил колени и готовится принять из его рук крест принц из Индии, окруженный пажеской свитой. По левую руку от Ксаверия задумчиво сидит молодой человек с книгой в руках. Это и есть скульптурный автопортрет самого Ф.М.Брокоффа. В 1890 г. катастрофическое наводнение смыло изваяние вместе с устоем моста. Оригинал собрали по кусочкам и поместили в лапидарий НМ.
• 1711 г. В том же году на мосту появляется громадное изваяние (уничтоженное наводнением) с изображением главного иезуита Игнатия Лойолы, окруженного девятью фигурами (модель можно посмотреть в лапидарии, сейчас здесь – Кирилл и Мефодий).
• 1712 г. Винсент Феррар со св. Прокопом, фигурами и рельефами на постаменте (№10 слева).
• 1714 г. автору минуло 26 лет, когда появился святой Вит и опять за подписью отца автора, как впрочем, и все остальные (№14 справа).
• 1714 г. Напротив Вита (№14 слева) – самая примечательная статуя, на которой изображены французы-тринитарии со св. Иваном и знаменитым «пражским турком»; на этом и закончилась мостовая пластика Фердинанда под сигнатурой отца.

 
Аллегории семи свободных искусств на баллюстраде Тосканского дворца работы Яна Брокоффа (старшего)
 
Тосканский дворец на Градчанской площади, арх Матэ, римское классическое барокко
Тосканский дворец на Градчанской площади, арх Матэ, римское классическое барокко
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.53 CZK
1 USD=21.79 CZK
100 RUB=36.7 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24426 статей
28331 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+