cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
АРХИТЕКТУРА ПРАЖСКИХ ДВОРЦОВ
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
 
Фрагмент фасада дворца Сильва-Тароуца или Пикколомини - одна из последних построек Динценгофера, На Пршикопе,10
Фрагмент фасада дворца Сильва-Тароуца или Пикколомини - одна из последних построек Динценгофера, На Пршикопе,10
Дворец Кинских был построен по эскизам К.И.Динценгофера его продолжателем А.Лураго
Дворец Кинских был построен по эскизам К.И.Динценгофера его продолжателем А.Лураго
Штернбергский дворец на Градчанской, Мартинелли, Аллипранди и др.
Штернбергский дворец на Градчанской, Мартинелли, Аллипранди и др.
Клам-Галласовский дворец по проекту Фишера из Эрлаха
Клам-Галласовский дворец по проекту Фишера из Эрлаха
Дворец Аосталли для дворян из Градца. Zamecke shody,1.MS
Дворец Аосталли для дворян из Градца. Zamecke shody,1.MS
Пражские дворцы можно отнести к исключительно редким мировым явлениям. Мало столичных городов, кроме Парижа, могут похвастаться таким количеством и главным образом разнообразием стилей и художественного оформления феодальных резиденций, как Прага. Процесс их развития зародился у истоков тысячелетней истории зодчества и изобразительного искусства.

Романский период
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
Уже в начале 10 века в Пражском граде появляется княжеский дворец, предположительно – отчасти деревянный, который в течение последующего полувека был заменен каменной постройкой, в его ближайшем соседстве возводится резиденция Пражского епископа, а на противоположном берегу Влтавы – Вышеградская резиденция (не сохранилась). На протяжении последующих веков пражскоградские резиденции были неоднократно перестроены, сохранив до нашего времени остатки своего романского оформления, начавшие видоизменяться уже с 12 столетия.

Светские и духовные власти оставили выразительную печать на строительном облике Праги, печать, которая в иной, новой форме является доминирующим фактором этого древнего города.
Королевский дворец не выходил за пределы своей строительной площадки града, продолжая оставаться, как европейская редкость, резиденцией главы государства.
Резиденция епископа, ставшая с 1344 г. архиепископской, перешла в другое место, заняв пышный готический дом во французском стиле, а вернувшись в 16 в. снова к Граду, заняла примечательное здание, построенное в стиле барокко.

Готика
°°°°°°°°°°°°
Французская мода, которая в 14 в. при Люксембургах овладела чешским культурным обществом, оставила свои следы не только на вышеупомянутой резиденции архиепископа, но и на королевском дворце. После разрушительного пожара 1330 г. Ян Люксембургский построил в Старом Месте пражском у св. Иакова новый, городской дворец «на французский манер», а вскоре после этого его сын, Карл-IV, воспитанный при французском королевском дворе, приступил к перестройке романской постройки в Граде, также «на манер двора французских королей». Сохранившаяся до наших дней компоновка планов дворцовой часовни «Всех святых», представляет собой вольное подражание парижской Ст.Шапелль, что подтверждает правильность сведений из летописи.

Роль Праги, временно ставшей столицей империи, повышается, отсюда - необходимость постройки множества дворцов для временного или же постоянного пребывания знатных придворных лиц. К сожалению, только письменные документы и эфемерные строительные находки (как например, открытый случайно фасад готического дворца саксонских курфюрстров рядом с малостранской мостовой башней) дают весьма туманное представление о королевской Праге как городе с развитой архитектурой дворцов в готическом стиле.

Переход от поздней готики к ренессансу
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
Повышенное внимание общественности вновь начинает привлекать королевский дворец пражского града при власти первых владетелей из рода Габсбургов в 16 века. Фердинанд-1, зять Владислава Ягеллонского, не считая внутренних переделок и внешнего фасада не тронул творение рук своего тестя, который дополнил королевский дворец Карла-IV торжественным залом, не менее великолепными интерьерами интимных покоев и пристройкой крыла для королевы. Окна в стиле ренессанс и циркульные ребристые своды, построенные королевской мастерской Б.Рида, являются художественным увенчанием королевского дворца в понимании Владислава. Средневековье здесь сталкивается с веянием Нового времени в контрастирующем решении стиля.

Ренессанс
°°°°°°°°°°°°°°°
Дух Нового времени привносит Фердинанд, обогатив дворец первым в Чехии дворцовым парком на итальянский манер, что привнесло в среднеевропейский стиль жизни перспективы полного наслаждения источниками земной жизни в эпоху Возрождения. Из архитектурных соорцжений композицию парка дополняют здания Летнего дворца, Манеж и здание для игры в мяч. Придворным же, тянувшимся ко двору монарха, поддерживаемому непосредственными контактами с феодалами ренессансной Италии, условия плотной застройки средневекового города не позволяли следовать его примеру.

Стихийное бедствие – пожар 1541 г., разразившееся на Малой Стране, частично в Градчанах и в Пражском граде, помогло очистить поле для нового строительства дворянских резиденций, согласно пожеланиям заказчиков и в зависимости от способностей множества иммигрирующих итальянских строителей, воздвигающих различные постройки в стиле ренессанс. При этом возникает сочетание итальянских образцов с отечественными строительными обычаями, своего рода местная форма чешского ренессанса, в стиле которого было перестроено немало городских построек.
Показательным окружением королевского дворца и авангардом других дворцовых построек стали в первую очередь:
• Рожмбергский дворец, дополнительно окруженный интимным парком и Пернштейнский дворец на Граде;
• Лобковицкий (Шварценбергский), Гасиштейнский, Гриспековский, Лобковицкий (будущая НГ), Траутсонский на Градчанах;
• Дворец дворян из Градца на Малой Стороне.

Раннее барокко или маньеризм
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
Третий Габсбург на чешском троне, страстный собиратель произведений искусства Рудольф-II встраивает в древний Град новый дворец, называемый «летним», затем новые торжественные залы, галереи и Испанский зал, а также свою прославленную Кунсткамеру. На этих постройках уже сказывается воздействие тех тенденций итальянской манерности, которые четверть века спустя , в период политического и религиозного порабощения страны и ее столицы вследствие неудачного восстания чешских сословий против Фердинанда-II и последовавшей насильственной антиреформации, на долгое время стали всеобщим признаком архитектуры пражских дворцов. Их стиль принято называть ранним барокко, причем в этом стиле в Праге было построено много роскошных, хотя в художественном отношении не совсем ценных дворцовых построек, таких как:
• Вальдштейнский, Михновский (Тыршув двор) и Чернинский.
Североитальянский и римский образцы строительства 16 в., сопровождаемые обилием лепных украшений и разрисовкой стен, а в Вальдштейнском дворце также и прекрасным парком, полным великолепной пластики, верно и метко иллюстрирует характер и вкус разбогатевшей за счет конфиската аристократии, которая совместно с церковными конгрегациями и монастырями и при помощи итальянских архитекторов начинает придавать средневековой, раздробленной застройке Праги характер перенятой и по времени запоздавшей южно-европейской монументальности и горизонтальности.
Выстроенные до того времени дворцы органически сливались с застройкой города, подчиняясь его обычаям, тогда как эти новые надменно обособляются и выделяются своей массивностью, нарушением масштаба в решении постройки и окружающего пространства.

Развитое пражское барокко
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
И только в последней четверти 17 века, с приходом образованного дворянства и выдающихся строителей, процесс развития дворцовой архитектуры вновь начинает согласовываться с требованиями урбанизма, превосходя городское строительство своими прогрессивными решениями и художественными концепциями. К первым, ориентированным еще в римском духе, звеньям выдающейся цепи дворцовым постройкам периода кульминации пражского барокко, относятся Градчанские объекты:
• Перестройка архиепископской резиденции, осуществленная архитектором Мате,
• Тосканский дворец (Мате),
• Мартиницкий дворец,
• Проект Штернбергского дворца (Мартинелли).

В начале 18 в. волна венского типа дворцов обогащает Прагу дворцами работы, отмечая выдающееся творчество создателей этих построек:
° строителя Аллипранди: Кайзерштейнский, Штернбергский, Пржегоржовский и Грзанский;
° Клам-Галласовский дворец, арх. Фишер из Эрлаха;
° И, наконец, дворцами гениальных архитекторов эпохи чешского барокко Яна САНТИНИ Айхла и К. Игнация ДИНЦЕНГОФЕРА. Эти два строителя наложили на архитектуру пражских дворцов своеобразный отпечаток, исходящий из наивысшей выразительности Сантини и в стиле барокко, воплощенной в:
• Туновском и Морзинском дворцах на ул. Нерудовой;
И достигающей классицизирующей лиричности дворцов работы Динценгофера
• На Пршикопе,
• в Старом Городе – Гольц-Кинского,
• Пикколомини
Последний из них - типичный образец пражского строительства в стиле рококо, периода, которым завершается столетний процесс развития дворцовой архитектуры пражского барокко.

Рококо и классицизм
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
Рационализм того времени, государственные реформы и централизм ограничивают строительную предприимчивость культурно настроенных феодалов, роль которых перенимают разбогатевшие и выдвинувшиеся в обществе мещане и горожане, жаждущие комфорта, но лишенные художественных амбиций. Постройки этого периода времени свидетельствуют о сохранении динценгоферовской традиции, как это видно на дворцах И.Вирта, лучшего представителя архитектуры чешского рококо. На примерах дворцов тирольских иммигрантов И.Егера и А.Хафенэккера видно, что они сумели воплотить в массе и декорах дух пражской барочной традиции, хотя и не в полной его широте. Эту традицию также соблюдает Ф.Хегер, тогда как его сын Франтишек и малостранский Л.Паллиарди придают поверхности спокойствие, а в декоре используют новую эстетику французского классицизма (Людовика-XIV). Этот период рококо и классицизма является наиболее продуктивным в области строительства пражских дворцов, периодом, который как бы стремился догнать в последний момент то, что еще не удалось осуществить.

19 век
°°°°°°°°°°
Ибо 19 столетие, эпоха ампира и исторических стилей, не дало практически ничего – ни в количественном, ни в художественном отношении. Прага того времени – это провинция, город чиновников и людей третьего сословия, не располагающих ни средствами и не имеющих желания строить дорогие здания.

В качестве примера последней дворцовой крупномасштабной постройки отдельно стоит дворец Лажанских (угол Национального проспекта и набережной Сметаны), построенный Ульманом в 1861 г. (парафраз венского дворца Робертгов) в стиле неоренессанс. Рядом с ним вырастают новые дворцы, но уже не резиденции представителей правящего класса, а новой власти, занявшей их место, власти капитала.
Дворцы банков, сберкасс, страховых обществ, торговых предприятий разного рода перенимают в конце 19 века эстафету тысячелетнего развития пражской дворцовой архитектуры, придав ей новое содержание и новую компоновку, но используя при этом бесцеремонно элементы наследия последних стилей эпохи феодализма.
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
Т.Лузгина по материалам книги
E.Poche, P.Preiss
"PRAZSKE PALACE",
E.Poche, Architektura
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.56 CZK
1 USD=21.71 CZK
100 RUB=36.28 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24424 статей
28329 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+