cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Скульптурное убранство Карлова моста
 
Говорят, где найдете на мосту святого Яна Непомука, там и есть центральная Европа.
Говорят, где найдете на мосту святого Яна Непомука, там и есть центральная Европа.
 Ангельский мост перед Адриановым мавзолеем в Риме
Ангельский мост перед Адриановым мавзолеем в Риме
Барочная пластика – самая живая часть исторического оформления Праги. Святые, ангелы и античные божества разместились на фасадах домов, заполнили костелы, украсили дворцовые сады, самые яркие представители барочной пластики разместились на пилонах Карлова моста, чтобы стеречь и провожать идущих по главной артерии старой Праги.

Известный французский скульптор Бурдель назвал Карлов мост КЕНТАВРОМ с лошадиным (готическим) телом и человеческой (барочной) головой.
Мостовая скульптура – своего рода галерея под открытым небом. Скульптурные группы, как живые персонажи, всегда смотрятся по-разному: зимой сияют светом, а летом темнеют. В течение дня в зависимости от положения солнца изображения меняют свой облик и создается впечатление, что меняется даже их психическое состояние.

Над созданием этой уникальной галереи трудились лучшие европейские скульпторы той поры. Cегодняшнее пластическое убранство Карлова моста представляет не только эпоху барокко (Брокоффы, Яккел, Браун, Мост, Прайс, Майер, Коль, Мандл, Платцер), но и "романтическое" направление классики – псевдоготику (братья Максы, Бём).

О судьбах передовых мастеров и камнерезных мастерских Праги, о том, отчего талантливейшие пражские скульпторы не дожили до зрелых лет, умирая в молодом возрасте, когда у иных художников наступает расцвет их творческой деятельности, о семействе Брокоффов, (самому талантливому представителю этого семейства Фердинанду Максимилиану принадлежит авторство 8 скульптурных групп на мосту за подписью его отца); о том, что общего между «Экстазом св. Терезы» Бернини и св. Литгардой М.Брауна и о скульпторах эпохи классики, пытавшихся реготизовать облик моста, разговор пойдет в рубрике «Выдающиеся пражские художники и архитекторы».

В 1965 году пражские власти приняли решение заменить все ценные статуи Карлова моста копиями. Основными причинами замены многих пластик на копии явились следующие:
• природные катаклизмы в виде наводнений, ведущие к разрушениям конструкций самого моста вместе со скульптурами;
• разрушительное действие времени: выветривание песчаника на открытом воздухе под воздействием осадков, солнца и ветров, в связи с этим, обеспечение сохранности ценнейших памятников в помещениях с более подходящими условиями;
• физические повреждения во время артобстрелов;
• борьба против вандализма.

Попытаемся разобраться, кто и что изображено в этих композициях, не забудем упомянуть, за чей счет они поставлены, какова судьба оригиналов работ и, разумеется, кому принадлежит их авторство. (Направление движения по возрастанию №№ совпадает с направлением Королевской дороги).

Кто стоит на Карловом мосту? Кроме библейских персонажей, разумеется, это СВЯТЫЕ: реальные личности, причисленные к лику святых и все, что с ними связано – атрибутика ордена, сюжет легенды, в каждом случае – это что-то свое, изображенное всякий раз своим языком. Здесь можно встретить изображения "генералов" иезуитов-контрреформаторов и философов-доминиканцев, чьи теории использовались святой инквизицией, преследовавшей тех же «христовых товарищей»; ярких представителей множества монашеских орденов, нашедших широкое распространение в Чешских землях и особо почитаемых исторических личностей святых, патронов Чехии.

Особо почитаемые святые изображены неоднократно. Так, св. Вацлава на мосту можно увидеть дважды в качестве князя и один раз – ребенком возле любимой бабушки не менее почитаемой св. Людмилы.
Библейский образ богородицы присутствует в пяти композициях, евангелист Иоанн Богослов – в двух. Образ Христа в различных ипостасях встречается не менее десяти раз.
В ранних работах особенно часто можно видеть кудрявые головки пухлых помощников святых младенцев-херувимов (чаще всего - у Якеля и Брокофа), Серафимов и другие разновидности взрослого «ангельского сословия».

Исключая две бронзовые скульптуры – торс Спасителя и фигура Яна Непомука, а также мраморного Ф.Бениция, все композиции выполнены из местного песчаника.
***********************************************************************************
Вместе с профессором Франтишеком Дворжаком по книге «Остановки на Карловом мосту» («LN» 2003г) проследим последовательность возникновения скульптурного убранства одной из самых главных достопримечательностей Праги.

Барочное скульптурное убранство готического моста не имело аналогов в мире, так как его создавали лучшие силы центральной Европы.
Есть предположение, что за образец был взят Ангельский мост перед Адриановым мавзолеем в Риме работы скульптурной школы Бернини (что не удивительно, ведь корни искусства барокко также "ведут в Рим").

Изваяния на Карловом мосту стали появляться спонтанно и уже в течение 8 лет появилось 26 импозантных барочных скульптурных композиций.

Однако все начиналось с готики 14 века.
На протяжении трех столетий единственным украшением Карлова моста был основной символ христианской веры - крест (krucifix).
• Первый деревянный крест был водружен еще при Карле-IV, а уничтожен во время гуситских войн. Следующий крест был отстранен по прихоти супруги Фридриха Фальцкого, которая не желала лицезреть "это страшное распятие" во время выездов в коляске в город. Сегодняшнее бронзовое изваяние (№3 справа) появилось в сер. 17 века. Место перед распятием считалось священным, здесь провозглашалось о значительных событиях, вершились казни. Перед крестом было принято смиренно снять шапку, отдавая дань традициям.

• Напротив распятия всегда стояла Пьета. Первая, готическая Пьета также 14 века, которая, согласно старинным гравюрам, представляла собой столб с узкой капеллой - типично чешская «Божья мука», стояла еще до Пьеты Яна Брокоффа (замененной Максом, №3 слева).

• Третьим объектом пластического убранства готического моста уже в 1503 г. была статуя легендарного Брунцвика, представляющая символ городского самоуправления Старого города пражского. Со статуями рыцарей, подобными Роланду, можно встретиться в Германии, и в некоторых городах Чехии – в Литомержице, Плзни и др., а от средневековой статуи, как известно, осталась лишь нижняя часть.

• Первой изначально барочной статуей Карлова моста стало изваяние патрона Карлова моста, защитника от злых наветов, главного покровителя Чешских земель Яна Непомуцкого, фигура которого символизирует героизм и самопожертвование за высокие идеалы. Эта работа Яна Брокоффа, имеющая принципиальное значение для развития чешской скульптуры, возникла в 1683 году, т.е. почти за полвека до причисления Непомука к лику святых в 1729 г.

Следующие скульптурные группы, возникшие до 1714 г., являют собой ценнейшие образцы скульптуры пражского барокко.

Под романтическим девизом обновления духа средневековья и критическим заявлениям о "кончине барокко" в середине 19 в. началась реготизация убранства моста, замена "устаревших" (не только физически) барочных шедевров новыми работами чешских скульпторов венской школы братьев Макс. Последние, в свою очередь, критикуются нынешними специалистами.
* * * * *
Самая молодая из оригинальных скульптур на Карловом мосту появилась в 1938 г. взамен смытого во Влтаву главного иезуита И.Лойолы, 10-фигурной композиции Ф.М.Брокоффа (в ее достоинствах можно убедиться, посетив лапидарий НМ). Сейчас здесь стоит изваяние в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия (№ 5 справа) работы скульптора К.Дворжака.

Т.Лузгина
Работы скульпторов семейства Брокофф на Карловом мосту
 

• 1683 г. Бронзовый «Непомуцкий» (местонахождение - №8 справа) Яна Брокоффа-отца
• 1695 г. «Пьета» Яна Брокоффа-отца (стояла №3, слева, «перенесена)
• 1706 г. «Иоанн Креститель» Михала Яна Йозефа Брокоффа (стоял №6 справа, сейчас в лапидарии НМ), пострадал при стрельбе 1848 г., это - гармонически уравновешенная трехфигурная композиция, отличается от работ отца большим одушевлением материала.
• 1707 г. Первой из восьми скульптурных групп (всего - 40 фигур, составленных в группы в течение семи лет) Фердинанда Максимилиана Брокоффа – «Маргарита, Варвара и Елизавета», выполнена 19-летним талантливым ваятелем в мастерской отца, его брат Йозеф (старше на 2 года) выполнил здесь декор постамента (группа №2, слева).
• 1709 г. Двумя годами позже появляется вторая группа Фердинанда «св. Каэтан» (№12, справа).
• 1709 г. «Св. Войтех» Йозефа Брокоффа. Предполагается, что при работе над драпировкой облечения Войтеха автору (в сравнении с младшим братом, менее сильному в исполнении) определенно помогал Фердинанд; об авторстве всей этой работы до сих пор ведутся дискуссии в среде искусствоведов и историков (№13, справа).
• 1710 г. Следующее (3-е) творение Фердинанда - «Франсиско Борджа» (№ 7 слева) проявление свободной концепции, здесь вновь оригинальное развитие в пространстве, начиная с постамента.
• 1711 г. Одна из самых совершенных монументальных групп с собственным портретом Фердинанда - группа во главе с Франциском Ксаверием (№ 5 слева). Скульптурная группа изображает мессионера св. Франциска на высоком постаменте, который поддерживают татарин, самурай, негр и языческий правитель, готовящийся к обряду. У ног святого преклонил колени и готовится принять из его рук крест принц из Индии, окруженный пажеской свитой. По левую руку от Ксаверия задумчиво сидит молодой человек с книгой в руках. Это и есть скульптурный автопортрет самого Ф.М.Брокоффа. В 1890 г. катастрофическое наводнение смыло изваяние вместе с устоем моста. Оригинал собрали по кусочкам и поместили в лапидарий НМ.
• 1711 г. В том же году на мосту появляется громадное изваяние (уничтоженное наводнением) с изображением главного иезуита Игнатия Лойолы, окруженного девятью фигурами (модель можно посмотреть в лапидарии, сейчас здесь – Кирилл и Мефодий).
• 1712 г. Винсент Феррар со св. Прокопом, фигурами и рельефами на постаменте (№10 слева).
• 1714 г. автору минуло 26 лет, когда появился святой Вит и опять за подписью отца автора, как впрочем, и все остальные (№14 справа).
• 1714 г. Напротив Вита (№14 слева) – самая примечательная статуя, на которой изображены французы-тринитарии со св. Иваном и знаменитым «пражским турком»; на этом и закончилась мостовая пластика Фердинанда под сигнатурой отца.
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.56 CZK
1 USD=21.71 CZK
100 RUB=36.28 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24424 статей
28329 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+