cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
П
 
Пальметта – орнаментальный мотив, стилизованный веерообразный лист, в Чехии использовался с романских времен вплоть до 19 в. (в чеш. готике -особенно в творчестве М.Райсека)

Пандус - прямоугольная или криволинейная в плане наклонная плоскость без ступеней, заменяющая лестницу.

Пандатив (чеш. pаndаtiv) - парус свода – часть купольного свода в виде вогнутого сферического треугольника. Паруса перекрывают углы помещения в местах перехода от квадратного основания к круглому в плане барабану. Пандативы в Пантеоне пражского Национального музея расписаны Гинайсом.

Пантеон – храм или место, посвященное всем богам либо усыпальница выдающихся людей.

Парадиз (греч.) – в древневосточных религиях место успокоения души, образ земного рая. В архитектуре 18 в. так называли дворцово-парковые ансамбли. Несколько картин-«парадизов» рудольфинца Саверея (см. руб. Пражские творцы) можно увидеть в Национальной галерее (базилика св. Георгия).

Парапет - глухое ограждение высотой примерно в половину человеческого роста - ограда, перила или стенка, проходящая по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста, набережной и т.п. В классической архитектуре часто замыкается по краям и равномерно разбивается по длине четырехгранными столбиками (тумбами), равными ему по высоте и, как правило, широкими; на тумбах иногда располагаются декоративные вазы и статуи.

Паркан – в готическом укреплении пространство между главной крепостной стеной и рвом с паркановой стеной двойного фортификационного пояса крепостей и городов, поздней появились паркановые башни. Ширина городского паркана доходила до 10-12 м.

Парк (англ.) – участок земли с посаженной или естественной растительностью, с аллеями, дорожками, цветниками, бассейнами, прудами, арх. сооружениями и малыми формами. Композиционное построение парков, предназначенных для отдыха и прогулок, определяет характер их планировки; основные приемы разбивки парка или сада: регулярная и пейзажная.
В истории садово-паркового искусства Чехии проследживается больше градаций, нередко встречаются комбинации приемов:
* Итальянский сад появился в Чехии в эпоху ренессанса и раннего барокко. Обычно такие сады разбивались при дворцах и замках (возникших в результате перестройки града), нередко на неспокойном рельефе с использованием террас, рамп, лестниц, балюстрад со скульптурами и т.п. Чаще всего сад был разделен на три части: солнечная часть при замке, далее полузатененный т.н. «либосад» с дорожками, аллеями и перголами, и тенистый лесок. Все это дополнялось фонтанами и водными каскадами, среди посадок преобладали южные культуры: кипарис, митра, цитрусовые, пиния, тамариск.
* Регулярные (французские) парки разбивались на плоской местности или пологом склоне и отличались четкой геометрической композицией: в эпоху абсолютизма рационалистические принципы регулярного сада воплотились в строго геометрической планировке. Главное место в регулярном парке занимал замок или дворец. Перед дворцом устраивался партер с кустарниковым орнаментом, который дополняли водоемы или каналы с неподвижной гладью воды (водяные зеркала), четкие акценты вносила скульптура. Отходящая от дворца центральная аллея делила сад пополам, либо 3 аллеи расходились радиально, открывая обширные видовые перспективы.
* В эпоху барокко в густозаселенной городской среде также нашли распространение сады, разбитые на террасах (часть итальянского ренессансного сада), где сад как бы продолжает развитие композиционных соотношений главного здания: система сменявших друг друга эффектных видов, располагающихся на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами (висячие сады). Пример: сады под Пражским градом, Вртбовский сад и др.
* Пейзажные (английские) парки (впервые появились в Англии под влиянием искусства Китая) отличались живописным размещением композиционных элементов. Для пейзажных парков характерно использование естественного ландшафта, его творческая проработка. В середине 18 века (влияние эпохи Просвещения) в местную моду входит свободно распланированные пейзажные парки. Основу их композиции составляют мотивы естественной природы: партеры перемежаются лужайками, искусственные бассейны и каналы соединяются с речками и озерами, строгие посадки соседствуют со свободно сгруппированными деревьями, прямые аллеи и дорожки сочетаются с прихотливыми тропинками.
* Для Романтического пейзажного парка характерно появление новых романтических типов арх. сооружений: «руины» (искусственная имитация античных или готических развалин), мельницы, фермы и прочие постройки, имитирующие сельское жилище.
* В конце 19 в. в Чехии появляются т.н. Природные парки (разновидность английских), для которых характерно обогащение парка водой: искусственные пруды, водопады, фонтаны, уголки с цветниками, и густая сеть дорожек уже НЕ сопровождаются романтическими сооружениями.

Паркан – в готическом укреплении пространство между главной крепостной стеной и рвом с паркановой стеной двойного фортификационного пояса крепостей и городов, довольно характерный элемент чешского града, замка; поздней появились паркановые башни. Ширина городского паркана доходила до 10-12 м, паркан замка был значительно уже.

Партер – открытая часть сада или парка с газонами, водоемами, бордюрами из кустарника, м.б. украшен скульптурой, фонтанами, куртинами; в регулярном парке – перед фасадом дворца или замка участки правильной формы с узорами орнаментального образца (напр. в замке Добриш); в пейзажном – в виде лужаек.

Парус - см. Пандатив

Пассаж (с фр. – проход) тип торгового (реже делового) здания, в котором торговые или конторские помещения расположены ярусами вдоль широкого сквозного прохода чаще всего, с застекленным покрытием. Пассажи как тип торгового здания появились в Чехии во 2-й пол. 19 в. (см. Люцерна и мн.др).

Патина – пленка различных оттенков (от зеленого до коричневого), образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием естеств. среды либо патинирования (нагревание или обработка окислителями)

Патио (исп.) – небольшой внутренний открытый дворик, часто окруженный галереями или аркадой (много в центре Праги)

Пергола – увитая зеленью беседка или коридор ажурной конструкции из легких решеток на арках или столбах. Пергола - излюбленная арх. форма в террасных садах и регулярных парках 17-18 вв.

Пиано Нобиле (см. бельэтаж) – высокий дворянский этаж (обычно второй) в барочном замке или дворце, где обычно располагаелся парадный зал и приемные покои, поэтому весь этаж был выше остальных и решен богаче в декоративном плане; если зал двусветный, то может выступать на плоскости фасада прямоугольным или округлым ризалитом (что характерно для Аллипранди).

Пилон (греч. pylon – ворота; чеш.- pilir) – массивные столбы различного сечения, служащие опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов или въездов, могут быть и пристенными, но не такими плоскими, как пилястры

Пилястра - модификация ордерной колонны; плоский вертикальный выступ стены, повторяющий соответствующую по ордеру колонну в основных пропорциях и формах.

Плафон (фр.) – плоское поле перекрытия, обычно украшенное лепкой или декоративной росписью. В 17-19 вв. плафоны стали важнейшей частью декора парадных дворцовых помещений и храмов. Убранство интерьеров чешского барокко и неоренессанса немыслимо без расписных плафонов.

Портал (от лат. porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание. В чешской романской и готической а-ре нашли распространение арочные перспективные порталы в виде ряда уступов, на углах которых помещались небольшие колонны, соединенные архивольтами. Уступы перспективных порталов как бы уходят в глубину стены, уменьшаясь в размерах. В а-ре ренессанса и барокко порталы оформлялись колоннами и пилястрами, несущими антаблемент.

Портик (античн.) - часть здания, открытая на 1 или 3 стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие, завершается фронтоном или аттиком. Применялись в осн. в европейском классицизме 18-нач.19 в (пример в Праге - летний Дворец Кинских)

Право мили – в средневековых городах означало право на монополию городского ремесленного производства в пределах одной мили от городских стен.

Превет (чеш.) – средневековый туалет эркерного типа на кракорцах-консолях с круглым отверстием в каменном стульчаке с прямым выбросом вдоль стены к ее подножию

Предградье – самостоятельная укрепленная часть града, обычно состоящая из хозяйственных объектов

Пресвитерий (или пресбитерий, от позднелат. рresbyterium – место для избранных) – пространство для священника, в средневековых храмах соответствует центральной части хора, где размещен главный алтарь; пресвитерий отделен от главного нефа т.н. триумфальной аркой; в чешских источниках: presbyterium = kneziste (presbyter – knez - священник) = apsida = chor

Приор – настоятель монастыря в некоторых монастырских орденах римско-католической церкви. В отличие от аббата, избирается членами монастыря на определенный период

Пробст – глава капитула

Проторенессанс – этап в истории культуры, подготовивший почву для Возрождения, Италия, 13- нач.14 в.)

Пуристическая реконструкция (от лат. purus - чистый) - ставит своей задачей "стилевое очищение" исторической постройки или комплекса по возможности от всех чуждых стилю элементов (вторая пол 19 в.)

Путти - (итал. putti, множ. число от putto, буквально - младенец) - изображения маленьких мальчиков (иногда крылатых), излюбленный декоративный мотив в искусстве Возрождения (а также 17-18 вв.); путти - херувимы, совмещавшие в себе черты античных эротов и христианских ангелов, свидетельствовали об утверждении в искусстве чувственного светского начала.
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.56 CZK
1 USD=21.71 CZK
100 RUB=36.28 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24424 статей
28329 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+