cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Памятник Гусу на Староместской площади
 
Мы воспринимаем памятник, как продукт определенного осмысления истории; как символ, в котором концентрируются и передаются мифы и стереотипы.
Но в первую очередь это произведение искусства, то есть, прежде всего, мы обращаем внимание на внешний вид скульптурного изображения, оценивая его пластическую проработку, а также то, насколько органично он вписан в пространственную среду, как правило, среду историческую, а потому сложную, но вслед за эстетической стороной дела возникает много вопросов: кто здесь изображен, что символизирует тот или иной образ, отчего памятник стоит здесь, а не в каком либо ином месте.
Лучше всего по этому поводу узнать концепцию самого автора, но прежде об истории возникновения памятника.
История возникновения памятника Гусу
 
Вступление в эру монументальной горячки, возникшей с 90-х годов 19 века, был ознаменован появлением памятника Гусу. Вместе с тем, в полемиках о нем впервые в значительной мере отразились различные представления о чешском прошлом, об основах народного существования, словом, имеющие место политические и религиозные распри внутри общества. Памятнику принадлежит еще одно первенство: в спорах о его форме здесь впервые проявились противоречия модерна с одной стороны и монументальных традиций XIX века с другой.

Сооружение памятника Гусу в Праге началось относительно поздно. Ему предшествовало существование не менее 19 статуй магистра Яна в чешских провинциях, преимущественно в восточной Чехии. Впервые памятник Гусу был установлен в Ичине уже в 1872 году Антонином Сухардой, отцом Станислава Сухарды (автора монумента Палацкому). Другие ценные памятники из «внепражских Гусов» - статуи Билека для Колина и Табора, а также два Гуса скульптора Ладислава Шалоуна в Горжице и в Либани у Ичина.

Реализация пражского Гуса базируется на глубоком осмыслении автором образа средневекового мыслителя. Его Гус - это не описательный образ. Прежде всего, это - символ.

В рукописном наследии Шалоуна, а также в опубликованных текстах можно найти не одну попытку формулировки собственного представления о Гусе, обоснованную самостоятельной точкой зрения, интерпретацией, осмыслением исторических фактов. Как уже было упомянуто, образ Гуса художник создавал уже неоднократно. В Горжицах доминирует Гус-реформатор, «распространитель правды и свободы совести – благородная и спокойно одухотворенная личность». В Либани у Ичина – это снова проповедник, слезно возносящий молитвы.

Самый патетический, а также самый универсальный – это Гус пражский. Теперь уже речь идет не о его личности. Здесь Гус являет собой символическую кульминацию чешской истории, он стоит на вершине «колеса счастья», которое повернулось к Чехии. «Гус для нас означает наивысший подъем духовного и физического нашего могущества, блеск и славу нашей истории, вслед за которым пришло почти смертельное падение», - это одно из определений скульптора. В образе Гуса пересеклись главные проблемы чешского прошлого и настоящего, как бы отобразилась квинтэссенция смысла чешской истории.

История пражского Гуса тесно связана с политической аферой, разразившейся после заседания земского сейма в 1889 г. В дискуссии о размещении памятной доски с именем Гуса на новом здании земского (Народного) музея на Вацлавской площади «предводитель дворянства» Карл III Шварценберг имел неосторожность высказаться о гуситах, как о банде воров и поджигателей. Сия крылатая сентенция впоследствии не раз вернулась чешской знати и вызвала мгновенную реакцию протеста. «Против такой оскорбительной кривды на сейме младочешские посланцы объединились все как один,…и был сформулирован новый девиз: Не только доску на Музее, но должно сделать в Праге достойный памятник нашему дорогому пану Яну, если мы хотим прослыть добрыми чехами». Так в знак протеста возник Союз по сооружению памятника Магистру Яну Гусу.

Первый конкурс на памятник был объявлен в 1891 г., а в 1901 г. во втором конкурсе победил скульптор Л.Шалоун в сотрудничестве с архитектором А.Пфейфером.

(Его конкурсный проект выглядел, как живая картина, представляющая умирающего на костре Гуса в головном уборе еретика. Магистр был окружен победителями-гуситами и страдающими изгнанниками, символизирующими поражение чехов в 1620 г. на Белой горе. Однако впоследствии Шалоун предложил два новых проекта, на основе которых было поручено создание памятника).

Многочисленные дебаты относительно размещения памятника завершились выбором самого престижного места в городе – Староместской площади. Между художественным жюри и Шалоуном в ходе работы не раз имели место различные столкновения по поводу изображения фигуры Гуса. В то время как творец отстаивал свою тенденцию к абстрактной символике, жюри предпочитало первоначальный проект, где Гус был изображен в виде подавленной фигуры на кострище, прикованный цепями к колу и в позорном бумажном колпаке на голове.

Однако Шалоун уже хотел иного – изобразить Гуса, как «олицетворение наивысших стремлений народных». Не исключено, что отчасти он был под влиянием пластики Билека. Жюри с трудом прощалось с первоначальным вариантом, обольщенное внешне более исторически верным представлением, что доказывает следующее пожелание: «необходимо, чтобы ряса Гусова была укорочена, как в оные времена ношена была, а также, чтобы был укорочен и как можно более упрощен шлейф».

Чем меньше Шалоун останавливался на исторических деталях, тем больше соприкасался
с философией чешской истории. В каком направлении вели его исторические размышления?

Авторская концепция
«История Чехии является теперь историей Гусовой». Эту свою основную концепцию он обосновал так: Победоносно отстаивал чешский народ свою веру и свою землю и спустя 200 лет светила ему с кострища ясная фигура святого мученика. Но между тем простой люд оттеснен со сцены истории. Возросла образованность чешская, расцвел цветок редкостной красоты, братское единство, но вместо людей были здесь господа. И тогда пришла гибель!... На этом самом рынке, на который 200 лет падали лучи калиха с фронтона главного храма гусистов-подобоев (причащающихся хлебом и вином), с костела Тынского, на том самом рынке свершилась трагедия побелогорская 21 июня 1621 года…(имеется ввиду казнь 27 противогабсбургцев). Размещение скульптурных групп сложилось само. Группа гусистская – ближе к храму Тынскому, группа побелогорская – к ратуше… Изобразить это грандиозное значение Гуса для народа чешского несомненно важнее, нежели саму его деятельность. Пусть не впервые вообще, но впервые с великим итогом он выбил окна душного средневековья, дав людям вздохнуть острый воздух свободного мышления и чувств и невольно стал пионером великого развития человеческого духа – но народа своего был несравненно выше!... Его смерть была не только самым героическим и самым прославленным поступком Гуса, но и самым памятным и судьбоносным подвигом в чешской истории. Последствия его мы несем до сегодняшнего дня. Народ тех времен незаметен, числом и значением, ибо история чешская тех времен есть, собственно говоря, история господская, его смерть вступила на сцену истории беспримерно более сильным образом».
И еще цитаты из рукописного наследия Шалоуна: «Он должен будить и призывать чешский народ к самосознанию…, указывать высшие идеалы жизни народной». В одном из своих комментариев он заявил: «Я сделал своего Гуса не для художников, критиков и глобетроттеров. Хотел, чтобы он говорил с народом»

С использованием материалов из книги З.Гойды и И.Покорного «Pomniky a zapomniky» и других источников.
 
Стиль сецессия вписался в историческую среду в образе памятника Гусу
 
Начало сооружения фундаментов этого монументального сооружения из камня и бронзы - 1903 г., торжественное открытие состоялось 6 июля 1915 г., в день, когда 500 лет назад был сожжен магистр Ян Гус в Констанце.

Основной проблемой авторов скульптора Шалоуна и архитектора Пфайфера было органичное размещение монумента на исторической площади. Вторая задача, связанная с предыдущей, композиционное решение - возможность с одного взгляда увидеть и главную фигуру, и отдельные группы.

Попытки объединения многофигурной композиции во многом удались с решением постамента - общего высокого гранитного цоколя, гладко обработанная поверхность которого чередуется с грубой.
Но самая главная композиционная находка - контраст между главной и второстепенными фигурами, которые, соподчиняясь, словно бы находятся в каком-то движении вокруг прямой и неподвижной фигуры Гуса.
Таким образом, историческое развитие выражается в противопоставлении застывшей фигуры Гуса и экспрессивной пластике остальных фигур, как бы в движении, символизирующем круговорот.
Между Гусом и изгнанниками на заднем плане стоит фигура кормящей матери, олицетворяющая Народное возрождение. Благодаря этому решению, была достигнута плавность перехода от одного объекта скульптурной группы к другому, создающих в целом наклонное колесо истории, направленное снизу вверх.

Особую роль играет пророботка автором лиц отдельных фигур, связаных с главным героем и имеющих циклическую связь между собой.
Например, "Бегство" - голова, изображающая полную покорность, "Медитация" и "Концентрация" - одна с закрытыми глазами, другая с вытаращенными, "Отказ" выражает горечь из-за неисполненной и непонятной мечты и т.п.
Фигура самого Магистра, непреклонного в своей правоте и вере в будущее народа, гордо возвышается над всеми.

Символика и стилизация, освобождение застывших форм, динамика, придающая силу звучания - все эти и другие приемы, усиливающие воздействие на зрителя, поставили памятник в ряд несомненно удачных скульптурных произведений сецессного искусства.
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.56 CZK
1 USD=21.71 CZK
100 RUB=36.28 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24424 статей
28329 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+