cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Д, Е, Ж, З, И
 
Дарохранительница - название происходит от передвижного строения вроде шатра, описанного в Ветхом Завете. Шатер этот использовался для богослужений, храня присутствие Божие в Ковчеге Завета точно так же, как нынешние табернакулы хранят Подлинное Присутствие Иисуса под видом хлеба и вина). Самое обычное и очевидное расположение дарохранительницы, как помещения в костеле - по осевой линии пресвитерия, за алтарем либо в пресвитерии слева или справа, или же в пристроенном к нему боковом алькове (чеш. - сакристие, часто встречается в чешских храмах). Где бы ни располагалась дарохранительница, она должна иметь прямую физическую связь с алтарем. В церквах и соборах, куда из-за их исторического значения стекается множество паломников, Святые Дары иногда занимают отдельную часовню. Но и эта часовня должна быть построена так, чтобы отношения между нею и главным алтарем были очевидны.

Дворец – 1) городская дворянская резиденция, часто подобная замку, 2)главное жилое здание средневекового града.
В раннесредневековой Европе дворцы входили в комплекс крепостных сооружений, позже постепенно обособились в самостоятельные постройки, отличавшиеся богатством декора.
В эпоху ренессанса сложился новый тип городского дворца-особняка – палаццо - обычно трехэтажное (реже 2-х или 4-хэтажное) здание, главным фасадом выходившее на улицу, композиционным центром которого был внутренний двор, обнесенный арочными галереями.
Ранние пражские палаццо отличались замкнутостью и монолитностью объема, суровостью внешнего облика и имели фасады, отделанные крупным рустом. С 16 в. в оформлении дворцовых фасадов знати усилилась роль ордерных элементов и скульптурного декора; композиция обрела большую связь с городским окружением и природной средой. К заднему фасаду палаццо часто стал примыкать террасный сад.
Характерной чертой композиции барочного дворца стала анфилада, объединявшая большое количество помещений, а также парадный двор - курдонер.
В загородных резиденциях формируется более репрезентативный тип дворца (в том числе, королевский, императорский). Их комплексы, занимавшие нередко целый квартал и включавшие обширные парки, доминировали над окружающим пространством. С середины 19 в. сооружаются крупные, часто роскошно отделанные дворцы общественного назначения.

Dvorec (по-чешски) - форма феодальной резиденции качественно более низкая по отношению к граду; в позднем Средневековье эта усадьба представляла собой нечто среднее между крепостью и господским домом

Дезурбанизм – направление в градостроительстве 20 в., отрицающее положительную роль крупных городов и проповедующее рассредоточение населения за их пределами.

Декор (фр.) - совокупность элементов, украшающих здание, сооружение (фасад, интерьер) или изделие. Наравне с архитектурным, декор мог быть живописным, резным, скульптурным, пластическим (с использованием орнаментальных или изобразительных элементов композиции). Декор обычно соответствует стилю и характеру сооружения, подчинен его архитектуре.

Доминанта (лат.) – господствующий элемент в композиции ансамбля, возвышающийся над окружающей застройкой. Обычно доминантой служило самое высокое здание: ратуша, башня, колокольня и т.п.

Донатор – средневековый спонсор церкви; его небольшая коленопреклоненная фигура могла быть изображена в углу образа. Так, на одной из Вышебродских алтарных икон, а именно, картине, изображающей Рождество Христово, в образе коленопреклоненного донатора с моделью костела в руках остался для истории портрет мецената-строителя «богоугодных заведений» Петра Рожмберга.

Донжон (donjon – впервые объявл. на юге Франции)- главная отдельно стоящая башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном для врага месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.
В Чехии чаще применялся квадратный план, жилые помещения были достаточно вместительные, освещение через окна со скамейками возле них и отопительной системой в виде каминов. Вариант с донжоном вместо дворца и без бергфрида наз. донжоновой диспозицией.
В Чехии донжон появился одновременно с началом строительства королевских градов, в дворянской архитектуре – около 1300г. Примеры: Primda, Tyrov, Brumov, Buchlov, Ricany, Jencov, Zvikov, Krivoklat, Vimperk, Jindrichuv Hradec, Rabi и мн. др.

Дормитарь - совместная спальня монахов

Доходный дом – тип арх. сооружения, многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи внаем. Сложился в Европе в сер. 19 в. и к 20 в. стал одним из основных типов городского жилья. Обычно занимает по периметру весь принадлежащий домовладельцу участок с незастроенным внутренним двором-колодцем и имеет сотообразную структуру. Фасад, выходящий на улицу – парадный, как правило, не связан с конструкцией дома и может иметь любую декоративную обработку (вводя в заблуждение пытающихся определить стиль объекта).
****************************************************************************************************

Епископ - высшее духовное лицо в православной, англиканской, католической церквах, глава церковного округа.
****************************************************************************************************
Жертвенник (одно из понятий алтаря) – 1) Возвышение, на котором в языческие времена приносились жертвы; 2) Принадлежность христианской церкви, имеющая вид стола. Выполненный из дерева или камня, украшенный резьбой, он часто представлял собой произведение искусства.
В чешских римскокатолических костелах жертвенник – mensa - часть главного алтаря; в романский период и в готике каменный алтарный стол призматической формы, покрытый более широкой плитой; в период барокко выполнялся из мрамора (либо отделывался под мрамор) или из дерева в форме саркофага (тумбы) и часто стоял отдельно от ретабулума, чтобы его можно было обойти священнику.
****************************************************************************************************
Зальный тип планировки церкви – зальная церковь (snejnolodi)- церковное здание с нефами, равными по высоте, часто и по ширине. Чешские костелы зального типа, начиная с 14 в. имели одну общую шатровую кровлю, либо таких перекрытий было несколько.

Замок, замковый камень (чеш. svornik) – обычно украшенный рельефом камень, как правило, круглой формы, находящийся в месте пересечения ребер свода, в готической архитектуре мог быть подвешен на ребрах также под пересечением свода (висячий svornik). Типичный рельеф в готических костелах – растительные мотивы, изображение животного, головы, герба или даты.

ЗАМОК - укрепленное жилище феодала, возводилось в хорошо защищенных местах; главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Суровый облик замку придавали глухие мощные стены, рассчитанные на длительную оборону. С переходом к тактике активной обороны на стенах и башнях появляются машикули для навесной стрельбы. Линии стен утрачивают регулярность и следуют рельефу местности, особенно в горных районах. Замки становятся более живописными, свободными по планировке.

В 13-16 вв. они превращаются в сложные комплексы оборонительных, культовых и хозяйственных сооружений, образующие целостные ансамбли.
Их облик обогащается аркадными галереями (главным образом, во внутренних дворах), эркерами, многообразными башнями с нарядными завершениями.

С развитием артиллерии замок утрачивает значение крепости, в его композиции главную роль начинает играть дворцовое здание. Признаки замковой архитектуры сохраняются, но отделка башен, зубчатых стен с бойницами приобретают все более декоративный характер. В дальнейшем замки вытесняются городскими и загородными дворцово-парковыми комплексами.
****************************************************************************************************

Иллюминирование – раскрашивание вручную гравюр или рисунков; в средневековых рукописях – весь процесс выполнения цветных миниатюр и орнаментации.

Импост – 1) профилированная арх. деталь над столбом, лопаткой, капителью колонны, служащая опорой для пяты арки; 2) вертикальный элемент, узкий простенок, членящий дверной или оконный проем по вертикали.

Инкрустация - вид декорировки изделий и зданий (фасад, интерьер) узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т. п., которые врезаны в поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу.

Интарсия — мозаика из дерева, перламутра, слоновой кости и др. Обработка драгоценных металлов, резьба по камню и слоновой кости, изготовление приборов, интарсия были доведены здесь до совершенства при дворе Рудольфа II.
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.53 CZK
1 USD=21.79 CZK
100 RUB=36.7 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24426 статей
28331 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+