cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Староместская мостовая башня
 
Один из основных символов средневековой Праги Староместская мостовая башня считается красивейшим готическим архитектурным сооружением в Европе, исключительным образцом высокого эстетического уровня решения функциональной постройки. Наряду с оборонным значением, башня выполняла представительскую функцию, что отображено главным образом в ее пластической отделке. Это изначально не только крепостная башня, но и триумфальная арка на "Королевской дороге".
«Жемчужина готической архитектуры» изначально создавалась почти четверть столетия и, кроме главных строителей и скульпторов, при возведении башни над ней поочередно трудилось более 100 мастеров.
Строительство башни по проекту Петра Парлержа началось одновременно с возведением Карлова моста в 1357 г., а завершилось в 1380 году. Параллельно с башней, строительная артель Парлержа работала еще над рядом пражских объектов, главным из которых был храм св. Вита.

Восточный фасад
Согласно укааниям древней астрологии, восточная стена башни разделена карнизами на ярусы, символизирующие сферы: подземную, лунную, солнечную и звездную, причем в «преисподней» - в подвальном помещении, приходящемся на мостовую опору, находилась тюрьма.

Кроме такого символического деления, нынешний фасад восточной стороны, обращенный в сторону Кржижовницкой площади, с точки зрения чистоты стилевого единства, можно также расчленить по горизонтали, по мере выполнения в различное время.
* Нижний ярус, решенный довольно просто, был выполнен при Карле -IV, его датировку можно определить по поясу гербов земель короны чешской, которой правил Карл -IV (и городов пражских), разместившихся над аркой. Решение сетчатого свода, перекрывающего высокий проезд, является этапным в развитии сводов святовитского хора.
* Второй ярус украшают скульптурные изображения создателей сооружения – восседающих на троне Карла - IV и Вацлава - IV по бокам, а в центре – патрона Карлова моста Святого Вита и знаков Святой империи Римской и Чешского королевства по обеим сторонам от него. Скульптурные изображения правителей работы мастерской П. Парлержа – не просто символы, они уникальны тем, что обладают портретным сходством.
В 1978 году скульптурные произведения были окончательно заменены на копии из цемента.

Гербы Старого города пражского и Маркграфства Моравского находятся по бокам в том же уровне. Над высокочтимым св. Витом (Карл короновал своего сына именно в день св. Вита) расположен знак Святовацлавской (или моравской) орлицы, а выше на консоли – лев (тень от головы которого, согласно астрологическим расчетам и выкладкам, падает на грудь орлицы в день св. Вита – 15 июня).

* В декоративном убранстве третьего яруса доминируют изображения покровителя земли Чешской св. Войтеха и Люксембургского патрона св. Сигизмунда.
* Завершение башни с галереей - типичная моккеровская неоготика (речь о которой ниже).

Синтез архитектуры и фигуральной пластики восточного фасада "готического перла архитектуры" осуществлен на высоком художественном уровне и является особой ценностью облика старой Праги. Оригиналы пластик помещены в Лапидарий НМ.

В 1648 г. во время шведской осады Праги особенно пострадала западная сторона мостецкой башни, обращенная к мосту, когда-то она, подобно восточной, также была украшена вписанным в готическое обрамление изображениями: восседающей на троне Мадонны, чешского короля и римского императора Карла-IV и его жены Элизы Поморанской. После реконструкции под руководством К.Лураго и Д.Спинетти (1650–53) на этой стороне появилась каменная доска с латинским текстом в память о героической борьбе пражан и студентов Клементинума со шведами (в боях принимали участие и 30 профессоров второго пражского университета).

Как известно, в 1621 г. на фасаде башни в целях устрашения появилось жуткое «украшение»:
12 голов казненных за участие в сословном восстании против Габсбургов, которые висели там в железных корзинах 10 лет (после чего тайно ночью были сняты и захоронены в Тынском храме).

Поскольку башня была неоднократно повреждена (особо существенно она пострадала в 1848 г), в конце 19 в. потребовалась ее капитальная реконструкция, которой занимался Йозеф Моккер (речь идет о самом продуктивном архитекторе-реставраторе в Чехии, авторе реконструкции этой башни, а также кафедрального собора св. Вита, градов Карлштейна, Кршивоклата, Пороховой и Индржижской башен, костела св. Людмилы и мн. др. памятников архитектуры). Именно тогда сооружение получило кровлю с четырьмя угловыми башенками, которую мы видим сегодня. Художник П.Майкснер в ходе реставрации 1877 г. дописал готические росписи в проезде под башней.

Объемно-пространственное решение
Башня представляет собой призматической формы сооружение в три этажа с зубчатым завершением и высокой шатровой кровлей. На южной стороне к башне примыкает призматической формы пристройка с лестницей и собственной крышей, обеспечивающая вертикальную поэтажную связь и завершающаяся изнутри гротесковой фигурой сторожа середины 15 века, вероятно, в качестве награды смельчакам, поднявшимся на галерею. (Пластика с шутливым подтекстом встречается также на консолях по углам башни). На винтовую лестницу можно попасть из проезда, затем, 138 ступенями выше находится вход в тело башни.

Нижний этаж башни образуют ворота 8-метровой ширины с готической стрельчатой аркой проема и специфическим сетчатым сводом в проезде, украшенным фресками.

Свод проезда поделен ребрами на 8 полей, в которых изображен зимородок в венце из полотенца или платка, связанного в узел. Это - символ бессмертия и вечности, личный знак Вацлава - IV, (он же эмблема цеха пражских банщиков-цирюльников). Эмблема с змородком неоднократно встречается в оформлении постройки. В нижней части – изображение отважной девушки-банщицы Сюзанны, которая, согласно легенде, помогла вернуть свободу королю Вацлаву IV (принимавшему ванну в соседней бане, когда он был узником), переправив его на другой берег Влтавы в лодке.

В помещении на втором этаже с балочным перекрытием, очевидно, располагалась караульная служба, отсюда когда-то спускали железную решетку, закрывающую ворота башни. Помещение на третьем этаже использовалось в прошлом в качестве долговой тюрьмы для должников из благородных семейств (отпрысков состоятельных семейств, которые должны были сидеть здесь, пока за них не расплатятся их отцы); здесь в 1880 г. появилось неоготическое перекрытие, а на окнах - витражи.
Общая высота башни около 47 м, высота кровли с обзорной галереей -18 м.
Замена скульптурного убранства Староместской башни
 
В рамках первой фазы реконструкции фасадов Староместской мостецкой башни проходит замена скульптурного убранства готического памятника. Точнее говоря, цементные копии 70-х лет 20 в., будут заменены копиями, теперь уже, как полжено, вытесанными из качественного местного (горжицкого) песчаника (пока в природном колере). Новые копии более точно повторяют оригиналы, хранящиеся в Лапидарии пражского Национального музея.
Интерес представляет сам процесс демонтажа и монтажа с использованием деревянного крана, изготовенного по средневековым технологиям. О реконструкции и инсталляции механизма средневекового образца строительной техники, работающего с колесом, приводимым в движение ногами человека, который был выставлен возле старого Королевского дворца на ПГ, мы уже писали (http://www.ilovecz.ru/index.php?idofpage=8990). По мнению специалистов, в сравнении с использованием современной техники, применение средневекового крана в данном случае гораздо более уместно с точки зрения бережного подхода к реконструкции пластического декора ценного памятника готики.

Над изготовлением новых изваяний, которые должны выдержать не менее столетия, реставраторы под руководством Т.Рафла трудились в течение четырех лет. Расходы на замену скульптурного убранства составляют порядка 6 млн крон.

Первыми будут заменены скульптурные изваяния св. Зигмунда св. Войтеха, св. Вита, Карла IV, Вацлава IV, геральдического льва и двух шлемов.

Следующая фаза реконструкции предполагает реставрацию всего фасада с максимальным приближением к колориту подлинного декора, ремонт герба и окончательный разбор цветовой гаммы пластики и фона. Эта фаза более длительная, проходить она будет несколько лет, однако, уже без лесов, т.е. без какого-либо ограничения прохода туристов на Карлов мост.
Лузгина Т.
Конец ноября 2006 г.
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.47 CZK
1 USD=21.68 CZK
100 RUB=36.93 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24426 статей
28331 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+