cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Предыстория
 
Уже в 1344 г. будущий чешский король и император Священной Римской империи КАРЛ-IV (тогда еще маркграф) приступил к планомерному созданию чешского государства на новых принципах.
По счастливому стечению обстоятельств, ему удалось сделать то, о чем мечтали его предки – освободить Чехию от власти имперского епископства.

На папский престол под именем Климент-VI был посажен бывший воспитатель и друг Карла, кардинал Пьер Роже де Росье. От него маркграф Карл добился освобождения Пражской церкви от подчинения майнцскому архиепископу и получения права учреждения в Праге архиепископства.

По просьбе Карла папа римский в специальной булле издал указ относительно чешской королевской короны, подчеркнув ее неотчуждаемость, и скрепил своей подписью составленный Карлом коронационный ритуал чешских королей.

В ноябре 1344 года пражский епископ Арношт стал митрополитом, а король, он же архиепископ Ян Люксембургский и два его сына Карл и Ян торжественно заложили первый камень в фундамент будущего детища Карла – нового кафедрального собора св. Вита.

Остатки стенной кладки предшественниц собора - ротонды и базиликиречь о которых шла в рубрике Романский Град) хранят подвалы собора.
Собор св. Вита или мастерство готических творцов
 
Элементы внешней опорной системы храма
Элементы внешней опорной системы храма
Святовацлавская капелла
Святовацлавская капелла
Ягеллонская молельня
Ягеллонская молельня
Королевский мавзолей и главный алтарь
Королевский мавзолей и главный алтарь
Кафедральный собор св. Вита безусловно наиболее ярко характеризует эпоху Карла-IV, его создателя.

Первые 8 лет ее строительство возглавлял французский архитектор Матьё (Матиаш, или Матэ, или еще проще - Матвей) из Арраса, приглашенный на двор Карла из Авиньона – места пребывания римских пап.

Матьё приступил к строительству и довел до конца замыкающую часть хора – венец капелл и колонны обхода. Задуман храм был как базилика развитого кафедрального типа, предполагалось решение интерьера с характерными признаками линеаризма, без выразительной пластичности, что соответствовало признакам французской архитектуры середины 14 века.

После смерти Матьё в 1352 году Карл поразил всех тем, что не побоялся предложить возглавить строительство престижнейшего кафедрала в одном из главных центров европейской готической культуры молодого и неопытного, но потомственного и подающего надежды зодчего. В Прагу был приглашен Петр Парлерж, который очень скоро проявил себя как незаурядная творческая личность с широким диапазоном творческой деятельности, показав весь спектр своих способностей: от художественных до технических. Этот факт еще раз подтверждает прозорливость и неординарность правителя.

Опираясь на творение своего предшественника, Парлерж радикально, но органически провел изменения в организме храма, пластично создавая звенья архитектурного комплекса. К особенностям святовитского кафедрала на том этапе можно отнести контраст между сложной опорной системой, развитой снаружи и величественным покоем интерьера. Вместо применявшегося до тех пор строгого расчленения отдельных пролетов крестового свода был использован сетчатый свод над хором (высотой 30 м), образующим замкнутую фигуру по всей площади.

Традиционная схема кафедрального собора также претерпела некоторые изменения. Они были вызваны новой программой строительства, явившейся плодом вдохновения самого «застройщика» - императора Карла. Теперь храм был носителем определенной идейной программы: он возводился как главное святилище страны, литургические элементы которого переплетались с репрезентативными элементами.
Все это вместе вылилось в культ канонизированного князя Вацлава, к роду которого по матери Пршемыслович, причислял себя Карл. Самое большое значение в храме придавалось капелле, освященной в честь Вацлава. Она несколько отклоняется от определенной последовательности, в которой выстраивались другие капеллы в хоре храма, как бы «раздвигает» фасад и вклинивается в трансепт (поперечный неф).

Необходимость освящения хора в 1385г. потребовала сооружения провизориума – временной стены, которой Парлерж закрыл хор поперек строящегося собора. Это «временное» продолжалось полтысячелетия.

Скульптура в храме.

Скульптурное оформление, являющееся творением ваятелей мастерской Парлержа и самого мастера, который участвовал в создании наиболее значительных произведений, отражает единство мотивировки и языка.

В капеллах и обходе хора находятся созданные ими надгробия с изображением возлежащих фигур правителей из династии Пршемысловичей.

В трифории (трехчастный арочный проем) над арками хора ваятели мастерской Парлержа создали уникальную галерею портретных бюстов. Скульптурные портреты изображают Карла-IV и его четырех жен, его родителей Яна и Элишку, двух братьев, сына Вацлава с женой, первых пражских архиепископов, каноников, руководивших строительством храма и обоих зодчих (всего портретов – 21).

Внутреннему трифорию отвечал верхний, внешний, на колоннах которого теми же мастерами были выполнены бюсты Христа, Девы Марии и канонизированных святых. Внешняя опорная система собора покрыта богатыми орнаментальными и фигурными украшениями.

После смерти Карла (1378) строительство храма продолжал его сын Вацлав. Строительными работами руководил Петр Парлерж, а следующих 20 лет после его смерти (1399) – сыновья Парлержа Вацлав и Ян по планам отца. Эпоха Люксембургов заканчивается строительством нижней части большой южной башни (заложена в 1392). Гуситское движение и связанные с ним беспорядки препятствовали дальнейшему продвижению строительства.

В период правления В.Ягеллонского архитектор Рид украсил собор королевской молельей, балконом с висячим замком на своде, украшенным позднеготическими натуралистическими ребрами, выполненными в виде ветвей засохшего куста.

Следующая страница в истории строительства собора написана в эпоху ренессанса.
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.56 CZK
1 USD=21.71 CZK
100 RUB=36.28 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24424 статей
28329 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+