cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Костел и монастырь св. Георгия, история, архитектура
 
Площадь св. Георгия
Площадь св. Георгия
фрагменты базилики с капеллой св. Людмилы и южной башней
фрагменты базилики с капеллой св. Людмилы и южной башней "Адам"
Западный фасад эпохи барокко, справа капелла Яна Непомуцкого
Западный фасад эпохи барокко, справа капелла Яна Непомуцкого
Райский дворик первого монастыря
Райский дворик первого монастыря
Интерьер центрального нефа базилики
Интерьер центрального нефа базилики
Святойиржская романская крипта
Святойиржская романская крипта

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
В 921 году в восточной части Пражского Града князь Вратислав-I основал храм - самое древнее из сохранившихся культовое сооружение Пражского Града, памятник романской архитектуры - базилику св. Георгия. Впоследствии в базилике нашли свое место останки ее основателя; были погребены там и другие члены рода Пршемысловцев. В частности, здесь нашли почетный приют останки первой чешской мученицы, бабушки св. Вацлава убиенной святой Людмилы.

Старейший монастырь на Чешской земле был основан при храме Вратиславом и его сестрой Миладой (ставшей затем его настоятельницей) в 973 году для Ордена бенедиктинок. С тех пор в монастыре воспитывались дочери правящего рода и аббатисой стала не одна принцесса.

При монастыре была открыта мастерская переписки рукописей и живописи, в которой возник целый ряд замечательных средневековых рукописей с цветными миниатюрами, а также рукописные музыкальные произведения и изделия художественных ремесел.

Большая перестройка производилась в 1657-1680 годах.

В 1782 г. в рамках реформ императора Иосифа-II монастырь был упразднен и служил в качестве артиллерийских казарм и тюрьмы для священнослужителей, ветшая при этом совместно с костелом.

Археологические исследования предшествовали современным обновлениям комплекса. После ряда реконструкций с учетом решения множества технических задач – отопления, проветривания, осветления, пожарной безопасности, необходимости статического закрепления от угрожающих оползней с крутого склона Градчанского холма и т.д., в 1963 году здесь нашли свое место собрания Н а ц и о н а л ь н о й г а л е р е и.

В залах бывшего монастыря св.Георгия можно познакомиться с коллекцией СТАРИННОГО ЧЕШСКОГО ИСКУССТВА, собранию которой положил начало император Рудольф II.
Здесь представлены: искусство романского периода, готическая скульптура, живопись, искусство маньеризма времен правления Рудольфа, чешская живопись эпохи барокко и скульптура.

АРХИТЕКТУРА
К о с т е л . Вторая по величине святыня Пражского града, Святойиржская базилика, была заложена князем Вратиславом неподалеку от его дворца в одном из самых высоких мест посреди укрепленного Града. Исследования старой кладки не позволили создать полностью однозначное представление о том, как выглядел костел в 920 г., однако весьма правдоподобно, что он был многонефным храмом (базиликой). Части кладки 10 столетия сохранились в южном боковом нефе и под южной башней.

Впоследствии, претерпев множество перестроек небольшой костел Вратислава неоднократно расширялся и удлинялся. Вскоре после появления пражского епископства в 973г., настоятельница Милада приложила все усилия для расширения и перестройки монастырского костела.
После пожара 1142г. базилика дождалась еще более значительных перемен, когда ее обновлением в романском стиле при аббатисе Берте занимался архитектор Вернер. Сегодня мы видим практически почти его работу. Романский этап реконструкции завершился при Анежке пристройкой капеллы св. Людмилы на южной стороне хора.

Объемно-пространственная композиция здания представляет собой протяженное трехнефное пространство с двумя башнями при восточном завершении обоих боковых нефов.
Северную башню, более узкую, ласково называют Евой, а южная башня, возведенная позднее над бывшей самостоятельной капеллой, именуется Адамом. Восточное завершение центрального нефа – квадратный в плане хор с полукруглой главной апсидой; под ним находится крипта, перекрытая крестовыми сводами на опорах.
Асимметрия постройки усилена добавлением вынесенных в отдельные объемы капелл св. Людмилы и Яна Непомуцкого.

Нынешний вид базилика приобрела в 1897-1907 г.г. в результате широко поставленной пуристической реставрации (автор проекта Ф.Мах). Вследствие переделок, постепенной реставрации интерьера храма и особенно после обновления первоначальной красочности западного фасада (теперешняя его отделка, несколько пряничная, думается, не проиграла бы от прежней монохромности, положенной по случаю монументальности).

Фасад в стиле барокко
Западный фасад – лицо храма со стороны площади св. Георгия – творение эпохи барокко второй половины 17 в. Автор доподлинно неизвестен, однако предположительно это был Каратти (автор Чернинского дворца).
Барочный фасад св. Георгия в силу своей монументальности стоит в ряду примеров симбиоза двух различных, в чем-то даже противоположных стилевых форм: раннего барокко и романского (даже протороманского). Разница между ними более полутысячи лет, но решен фасад явно с уважением к подлинной постройке, что говорит о высоком качественном уровне проектирования. Скульптурные работы на фасаде работы И.Бендла.

Интерьер. На завершении центрального нефа с плоским потолком на самом видном месте находятся надгробия князей Пршемысловичей: вправо – надгробие князя Вратислава-I с саркофагом в виде раскрашенного домика – 15 века, посередине – князя Болеслава-II с надгробным камнем, окруженным кованной барочной решеткой.
Под двумаршевой лестницей, ведущей к хору, находится восточная КРИПТА с барочной дверной решеткой (1732).
Свод крипты, сохранившийся с 12 в., поддерживается небольшими опорами с кубическими капителями. В склепе с 1659 г. находилась гробница аббатис монастыря.
С правой стороны на престоле стоит статуя св. Бригитты, называемая «Ванитас» (труп со змеями и ящерицами в утробе) – это натуралистическая барочная аллегория мирской суеты, вытесанная, по преданию, итальянским каменотесом Спинетти, как покаяние за насилие, совершенное им в костеле.

На своде хора (квадратной формы с полукруглой апсидой) сохранились остатки романской плафонной росписи «Небесный Иерусалим», в конце апсиды видны фрагменты позднеренессансной росписи на тему «Венчание Девы Марии на царство». У северной стены находится святилище, выполненное из известняка также в стиле поздний ренессанс.

Святойиржский рельеф - ценнейшая реликвия храма. От первоначального оформления в капелле св. Анны сохранились три части рельефа первой трети 13 в. с восседающей на троне Мадонной, коронованной ангелами, по сторонам – коленопреклоненные: Милада, основательница монастыря и обновительница его - Берта. На боковых деталях король Пршемысл Отакар-1 и его сестра аббатиса Анежка.

М О Н А С Т Ы Р Ь. Состоятельность и размах монастыря на территории града и его основание одновременно с созданием пражского епископства, являются свидетельством укрепления роли церкви в государстве, так же как и поддержка церкви Пршемысловцами, тем более что основателями монастырей являлись представители правящего рода.
Параллельно со строительством монастыря бенедиктинок (немного позже), неподалеку появились другие значительные романские комплексы: мужской монастырь в Бржевнове и монастырь премонстратов на Страгове.
На примере этих объектов можно изучать структуру средневекового монастыря: Ядром монастыря является ХРАМ, чаще всего базилика, тем более, что речь идет о романской архитектуре. К храму пристраивается СВОДЧАТЫЙ КОРИДОР, окружающий четырехугольный (так наз. «райский») двор, в центре которого обычно располагался колодец.
Главными помещениями, которые связывал коридор со сводчатыми перекрытиями, были: КАПИТУЛЬНЫЙ ЗАЛ для собраний, ТРАПЕЗНАЯ (рефлектарь) и общая СПАЛЬНЯ (дормитарь). По причине обособленности, монастыри были окружены высокой охраняемой стеной. В комплекс входили хозяйственные постройки, мастерские, госпиталь и сады-огороды.

Архитектор неизвестен
Строители: чешский князь Вратислав(основатель), Болеслав, аббатисы: Мария (Милада), Берта, Анежка
Капеллы св. Людмилы и св. Яна Непомуцкого
 
Капелла св. Людмилы
Капелла св. Людмилы
Капелла св. Людмилы
Капелла св. Людмилы была возведена в 14 в. На старом высоком фундаменте, сохранившемся со времен аббатисы Анежки (1200-1228).
Она строилась для мощей канонизированной княгини Людмилы, перенесенных в церковь св. Георгия в 925 г.
Капелла присоединена к южной стороне алтарной части базилики и огорожена барочной решеткой.

Опоковый саркофаг св. Людмилы – творение мастеров, работавших под руководством Парлержа, т.е. чистая готика со времен строительства капеллы (1380).

Перед надгробием был поставлен псевдоготический алтарь (1858).

После пожара (1541) капелла св. Людмилы была перекрыта сводом, расписанным впоследствии изображениями Христа, Девы Марии, евангелистов, покровителей Чешской земли и отцов церкви.
На триумфальной арке изображены позднеготические фигуры святых (15 в).

На западной стене капеллы имеется роспись на темы жития святой Людмилы (художник Й.Геллих).

В южном боковом нефе находятся надгробия аббатис (16-18 в). В южной апсиде – фрагменты романских росписей 13 в.
На алтарном престоле находится позднеготический рельеф «Поклонение волхвов» и другие реликвии.

Капелла св. Яна Непомуцкого
В 1718-22 годах на юго-западном углу базилики появляется капелла св. Яна Непомуцкого ко дню его благодарения, арх. Ф.М.Канька.
На фасаде разместилось скульптурное изображение святого с ангелами работы Ф.М.Брокофа.

Интерьер – восточный алтарь и купол - расписывал Вацлав Вавржинец Райнер.
 
Южный портал костела св. Георгия
 
Фрагмент портала при увеличении поможет разглядеть не только тимпан с рельефом, но и кессонный карниз с розеттами
Фрагмент портала при увеличении поможет разглядеть не только тимпан с рельефом, но и кессонный карниз с розеттами

Портал костела св. Георгия, находящийся приблизительно в середине бокового фасада со стороны ул. Йиржской, относят к группе порталов, приписываемых вкусу Бенедикта Рида, скорее к позднему примеру этой группы.

Зрелость и элегантность формы выделяет эту работу в сравнении с другими. Подобно решению порталов старого королевского дворца, здесь также идет речь о эдикуле (нише с колоннами), обрамляющей собственно вход, обозначенный полукруглым архивольтом, каннелюрованных опорах, завершенных капителью с небольшими волютами.

В сравнении с эдикулой архивольт гораздо меньше, он заглублен в воронкообразную обшивку входа, а полукруглая арка не сама по себе, она создается тимпаном с изображением рыцаря, борющегося с драконом.
Рельеф представляет фигуру заглавного святого костела на фоне крутой перспективы местности с коленопреклоненной девой и градом.

На плоскости под балкой, вписанной в эдикулу, видны кассеты с розеттами (прием пластической проработки, использованный также в королевской канцелярии).
Над тимпаном треугольный фронтон завершает импозантный вид портала.

Возникает законный вопрос, отчего для размещения такого импозантного портала не был избран главный фасад? Вероятно по причине того, что в то время главный фасад считался относительно новым, а южный фасад тогда (еще не было капеллы св. Яна Непомуцкого) требовал впечатляющего художественного акцента.

Надо сказать, последующие реконструкции костела в барокко не улучшили портал, где когда-то полярность и в то же время единство готики и ренессанса нашла свое воплощение в пластическом решении на более высоком художественном уровне.

Около 1520
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.56 CZK
1 USD=21.71 CZK
100 RUB=36.28 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24424 статей
28329 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+