cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
Летний дворец «Звезда»
 
Эрцгерцог Фердинанд-II в коллекционном костюме, замок Амбрас
Эрцгерцог Фердинанд-II в коллекционном костюме, замок Амбрас
Летняя резиденция
Летняя резиденция "Звезда"
Интерьеры 2-го этажа
Интерьеры 2-го этажа
Макет реконструкции битвы на Белой горе в подвале дворца
Макет реконструкции битвы на Белой горе в подвале дворца
Летний дворец «Звезда» располагается в огромном парке, бывшем оленьем заповеднике, в западной части города. Габсбурги построили этот дворец в XVI веке, как летнюю резиденцию. Дворец в стиле ренессанс необычен тем, что имеет в плане форму шестиугольной звезды.

А было это так. В 1530 г. Король Фердинанд I выкупил у Бржевновского монастыря землю для своего охотничьего заповедника, который назывался Новым, в отличие от Старого – т.е. Стромовки. В 1541-1563 годах проходили работы по возведению по периметру заказника каменной стены с воротами (северные, с богатым каменным порталом сохранились).

Дворец расположен в задней части заказника, как point de vue, на замыкании перспективы. Это расположение дворца имело другие выгоды: прекрасный обзор живописной местности, кроме того, ансамбль становился частью великолепного пейзажа западной пражской окраины (как Стромовка – северной).

Не надо забывать, что теперешняя упрощенная кровля (20 век), по сравнению с той, что была и в ренессансе, и в барокко, имея высоту в 2 раза меньшую, существенно проигрывает, упрощая постройку, явно теряющую в элегантности. В комплекс входили также: зал для игры в мяч с 11 открытыми аркадами, кухонный блок и неправильной формы бастионы, напоминающие лучи звезды (вместо теперешней прямой стены).

Своеобразное решение ситуации и постановка здания в прежнем виде с умелой организацией пейзажа прославило эту постройку эпохи ренессанса, сделав достопримечательностью во всей Средней Европе.
Необычную геометрическую форму дворца (шестиконечная звезда в плане) придумал и спроектировал второрожденный сын короля, императорский наместник в Чехии эрцгерцог Фердинанд Тирольский. Тирольским он стал, когда его брат Максимилиан стал императором.

Королевич Фердинанд Тирольский (1529-1595), получив прекрасное образование, стал настоящим вельможей эпохи Возрождения. Он разбирался и ценил искусство, (в этом Рудольф-II далеко не первичен), был коллекционером, имел свою великолепную библиотеку, кунсткамеру, держал при своем дворе ученых-алхимиков, астрологов, лучших музыкантов и часто давал великолепные пиры и празднества с театрализованными турнирами. Летний дворец и был предназначен для кратковременного пребывания, охоты, репрезентативных мероприятий и увеселений и отдыху.

В 1557 г. эрцгерцог тайно женился на прекрасной дочери банкира Филипине Вельзер, ему пришлось десять лет держать это в секрете, скрывая в замке Кршивоклат и в других чешских замках от гнева царствующего отца. Мещанское происхождение его избранницы не позволяло ввести ее в круг императорской фамилии, Габсбурги так и не приняли Филиппину в свой круг.
Филипина родила ему двух сыновей, которых пришлось провозгласить найденышами, чтобы Фердинанд мог их усыновить. Лишь двадцать лет спустя, в 1576-м году, римский папа признал брак легальным.
Романтическая легенда (возникшая в 19 в), что Фердинанд Тирольский выстроил «Звезду» для своей будущей жены Филиппины, остается пока только красивым вымыслом, однако не исключено, что задуман дворец был для нее (с историей этой действительно прекрасной дамы, известной своими медицинскими и кулинарными познаниями, можно познакомиться в замке Кршивоклат, там же висит популярная картина Алфреда Сейферта "Филиппина Велзер у епископа Яна Августа", узника замка).

Среди пристрастий королевича - увлечение не только архитектурой (в его библиотеке солидная коллекция на эту тему), но и различными науками, в т.ч., астрологией, астрономией, а также магией и мистикой и прочая.
Выбрав неслучайно форму ЗВЕЗДЫ, он сам сделал концептуальный проект, чему свидетельство - сохранившиеся чертежи Фердинанда. Строительство летнего дворца реализовали Памбио, затем Вольмут и др.

Изначально кровля была пирамидальной, затем в барокко с двойными куполами на шпиле (судя по старинной гравюре, это - самый удачный облик здания), а низкой-шатровой она стала в в 18 в., последняя реконструкция - в 20 в.

На втором этаже комнаты имеют ромбовидную форму, изначально была предусмотрена система каминного отопления, а на третьем - зал для пиров и торжеств, т.е. каждый этаж имеет свою планировку.
По замыслу Фердинанда каждый этаж, начиная с подального, олицетворял стихию - земля, вода...

Образцы великолепного декора итальянского ренессанса можно увидеть на сводах потолков, впервые в этих краях покрытых декоративной штукатуркой. Потолок на первом этаже является одним из прекраснейших произведений искусства эпохи Возрождения, созданных за пределами Италии. В центральном помещении воплощены сюжеты римской истории, в остальных залах – мифологическая тематика.

Подробнее о дальнейшей судьбе здания и ренессансного декора – следующие статьи.

С экспозициями музея можно познакомиться самостоятельно, цена входного билета для взрослых - 30 кч, для детей - 15 кч, открыто с 10 до 17, кроме понедельника.
Adres: Na vypichu, Praha 6
Продолжение истории «чешской звезды ренессанса»
 
В литографических изображениях битвы на Белой горе можно увидеть облик летнего дворца в 17 в. с несколько сниженной кровлей и золоченой звездой на шпиле.

В анналах истории отмечено посещение дворца императором Фердинандом-II в сопровождении А.Вальдштейна. В апреле 1623 г. (тогда еще) друзья осмотрели поле битвы и пообедали в «Звезде».

Во время 30-летней войны кровля была вновь повреждена, восстановлена в 1628 и снова повреждена: в заказнике побывали саксонцы (1631), два раза шведы при осаде Праги (в 1648г. в Звезде останавливался Карл Густав).
Около 1680г. второй этаж был украшен циклом исторических полотен Ф.Мазанца в стиле барокко.

В начале 18 в. многостадальная кровля приняла разрушительный удар молнии, а заповедник превратился в лагерь французских и баварских военных, а затем дважды был в руках прусских вояк, которые вырубали и сжигали деревья, после чего принялись за деревянные части дворца, который от такого вандализма явно «не приобрел».

Но к еще более драматическим переменам экстерьера и интерьеров привели последствия инспекции Йозефа-II, превратившего дворец (не Вена все-таки) в склад пороха и боеприпасов. Бедная кровля была еще снижена (правда снабжена громоотводом), пострадал лепной декор, ренессансные окна заложены кладкой, картины вывезены и распроданы на аукционе (1785) и длилось это безобразие с переназначением здания около 100 лет.

Возникновение ЧСР принесло «Звезде» значительные переменв и превращение дворца в музей.

С 1965г. во дворец становится одним из главных филиалов музея под названием "Памятник народной письменности".
Окончание последней реконструкции не было бы возможным без дотации программы "Прага-2000 - европейский город культуры".

В настоящее время в подвале находится выставка, посвященная битве у Белой горы, которая разыгралась недалеко от парка и имела трагические последствия для чешской истории: победа католиков означала потерю национальной независимости протестантской Богемии почти на три столетия. В центральном зале размещена модель Белогорской битвы.

В первом этаже, кроме постоянной экспозиции «Прошлое и настоящее»(Об истории возникновения постройки. ее реконструкции в 1555-1556г.г. и ее использовании в 16 - 20 веках), имеются небольшие экспозиции, посвященные:
* известному художнику Миколашу Алешу, посвятившему многие свои полотна и иллюстрации истории чешского народа,
* выдающемуся чешскому писателю, автору многих исторических романов Алоизу Ирасеку,(прежнее название музея включало Алеша с Ирасеком, сейчас эти экспозиции перевезены в другие филиалы)
* и немного экспонатов из коллекций оружия, кунсткамеры, библиотеки и др. Фердинанда Тирольского.

Этажом выше проходят интересные временные выставки с использованием материалов из коллекций Пражских и зарубежных музеев и собраний, сезонные выставки традиционно открываются в мае.

На самом верхнем этаже время от времени проводятся концерты и, как водится, другие культурные мероприятия и презентации (которые теперь уже могут проходить в любом помещении дворца).

С экспозициями музея можно познакомиться самостоятельно, цена входного билета для взрослых - 30 кч, для детей - 15 кч, открыто с 10 до 17, кроме понедельника.
 


Лепные украшения летнего дворца «Звезда»

 
Созданные в 1556-1560 годах, лепные украшения на потолках первого этажа летнего дворца «Звезда», которые считаются произведениями итальянских мастеров Джованни Кампиони и Авосталиса дель Памбио, представляют собой первый образец данной техники в Чехии. Это – одна из самых удачных попыток применения классической техники декорирования на территории Центральной Европы.

Источники вдохновения, не считая пожеланий заказчика и собственного творческого вклада мастеров, необходимо искать частично непосредственно в античности, в особенности, надгробиях римских патрицийских родов на Виа Латина около Рима, выполненных в той же технике, частично – в тогдашнем искусстве Италии XVI века.

С точки зрения синтеза искусств декор представляет собой образец обдуманной композиции, исходящей из центрального медальона и распространяющейся в концентрических окружностях постоянно возрастающего радиуса, прекрасно вписанный в планировку этого неординарного сооружения.

В центральном медальоне находится главная сцена, изображающая Аэнеа, выносящего дряхлого отца из разрушенного Илия. С этим сюжетом из героического эпоса Виргилия непосредственно связан цикл Добродетели, представляющий в шести картинах стоических героев Древнего Рима и героических женщин эллинистических легенд.

На более широкой окружности, соединяющей центры отдельных промежуточных залов, кружатся аллегорические фигуры богов и людей, подразумевающихся представителей мировой Римской Империи.

Богиня Венера, которая считается родоначальницей римлян и их королевского рода, изображена в духе Галатеи Рафаэля.

На противоположной стороне – Диана, опирающаяся ногой о голову кабана, раскрывает первоначальное назначение этого сооружения – летний дворец был основан в заповеднике с дичью.

Фортуна, которая считалась в поздней антике гением-хранителем императора, представляет собой следующую фигуру этого цикла. Она возносится на земной сфере.

Ее противоположностью является трагическая фигура Клеопатры, олицетворяющая несчастье побежденных.
Соседний Марк Аврелий со щитом и в доспехах, обладает чертами защитника империи от агрессивных варваров.

А бог моря Нептун на противоположной стороне напоминает о том, что Римская Империя находилась на берегу Средиземного моря, которое именовалось «маре нострум» - "наше" море.

Таким образом, сцены из жизни Рима в декоре Летнего дворца являются отголоском политических стремлений Габсбургского рода того времени, к которому принадлежал строитель дворца Фердинанд Тирольский. В 16 веке род Габсбургов называл себя продолжателем творений Рима, несмотря на то, что их Империя не достигла размеров и исторического величия империи Римской.

Создатели лепных украшений «Звезды» стремились наглядно объяснить существующий мир, как параллель восхода Рима к мировому господству.
Кроме того, противогабсбургские волнения, религиозный раскол, турецкие войны, открытия в заокеанской части света все это опосредованно воплотилось в историческую сцену, рамой которой являются декоративные элементы турецких трофеев, лица экзотических племен, включая индейцев, сцены охоты, духи, герои и боги древних греков, пестрый хор которых проходит через все залы и промежуточные помещения.

Здесь представлены, воплощенные в виде морских чудовищ все стихии.
Им противопоставлены жанровые сцены, в особенности, сцены труда, напоминающие фрески Помпеи.

Применяются мотивы, очевидно указывающие на увлечение эрцгерцога в то время астрологией. А именно, в центре декора потолка в каждом зале находится изображение божества, олицетворяющего планету, которая несет его имя. Пять из них находятся в центрах залов, а вышеупомянутое изображение Венеры занимает исключительное положение в промежуточном зале напротив входа: на одной прямой с Солнцем, которое мы с удивлением обнаруживаем в центральном кругу с медальоном.
Не является ли это положение Солнца в декорации потолка летнего дворца Звезда намеком на гелиоцентрическую систему Коперника?

С точки зрения стиля лепной декор очень близок тогдашнему итальянскому творчеству, будучи тематически и способом исполнения связанным с Античностью.

Об этом свидетельствует тонкость разработки форм в орнаментации и фигурах, а также наличие целой шкалы античных орнаментов, астрагалов (сочленение ствола колонны с капителью или базой в виде валика), «ниток жемчуга», зубцов, гирлянд, розет, «набегающих волн», акантов (форма в виде стилизованных листьев), усиков, папирусов, оливковых ветвей, и, особенно, масок.

В соответствии с античными украшениями, лепка в Звезде является одноцветной, точнее, белой, дабы не нарушать игру света и тени и подчеркнуть форму на абстрактном фоне.
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.56 CZK
1 USD=21.71 CZK
100 RUB=36.28 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24424 статей
28329 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+