cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
ПРАЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОМ
 
OBECNÍ DŮM
OBECNÍ DŮM
OBECNÍ DŮM
Площадь Республики 5, Staré Město, Praha 1

Пражский Муниципальный дом – одно из лучших зданий пражской сецессии – был принят общественностью с известными сомнениями и подвергся критике, т.к. уже в момент его возникновения некоторые архитекторы считали этот стиль устаревшим. Ныне, спустя уже почти столетие, мы можем отвлечься от эмоций того времени и оценить эту постройку как исключительно гармоничное соединение архитектурных и художественных стилей рубежа веков.
Необарокко, неоренессанс, западные и восточные влияния переплетаются здесь с чешской сецессией. Впечатление усиливается благодаря широкому диапазону декоративных стилей, богатой палитре использованных материалов и высокому качеству художественного исполнения ремесленных работ. Здание имеет величественный вид и благодаря прекрасному художественному оформлению, в котором приняли участие выдаюшиеся мастера того времени. Это были
художники: Миколаш Алеш, Вацлав Янсу, Альфонс Муха, Якуб Обровский, Ян Прейслер, Йозеф Вениг, Карел Шпиллар, Макс Швабинский, Йозеф Ульман, Франтишек Женишек;
скульпторы: Йозеф Маржатка, Йозеф Вацлав Мыслбек, Карел Новак, Ладислав Шалоун, Франтишек Упрка, Богумил Кафка, Ченек Восмик.

Здание было снабжено центральным отоплением и вентиляцией, здесь были питьевая вода, пылеуловители, приспособление для охлаждения подвалов, холодильники для приготовления льда, электрические и гидравлические лифты, прачечная и сушилка, помещение для мытья бутылок, помещение для трансформатора и аккумулятора, пневматическая почта и городская телефонная сеть.

Общие расходы составили 6.083.000 крон, площадь застройки равняется – 4.214 м2, стр.объем – 139.176 м3. За время своего существования ПМД несколько раз частично перестраивался. Последняя, капитальная реконструкция была осуществлена в 1994-1997 г.г.
Пражский Муниципальный дом
 
Королевский двор у Пороховой воротной башни, Ф.Б.Вернер, ок. 1740 г.
Королевский двор у Пороховой воротной башни, Ф.Б.Вернер, ок. 1740 г.
Вид с востока на Пороховую башню, Л.Пуккерд, 1793—1794
Вид с востока на Пороховую башню, Л.Пуккерд, 1793—1794
Кадетская школа, снесена в 1902-1903
Кадетская школа, снесена в 1902-1903
проект разработки главного фасада, авторы:О.Поливка, А.Балшанек
проект разработки главного фасада, авторы:О.Поливка, А.Балшанек
Муниципальный дом, арх. А.Балшанек, перспектива, 1906г.
Муниципальный дом, арх. А.Балшанек, перспектива, 1906г.
орнаментальное окно, проект, 1910г
орнаментальное окно, проект, 1910г
ИСТОРИЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Интересна и сложна история места, на котором стоит Пражский Муниципальный дом.
Расположенная рядом с ним Пороховая воротная башня – единственное, что осталось от готической оборонительной системы Старого Города – и сегодня напоминает нам, что сюда вел имеющий большое значение торговый путь. Он шел от Праги на восток, и ездили по нему главным образом в г. Кутна Гора, где добывалось серебро – основной источник богатства средневековой Чехии.

В частности и поэтому именно здесь, вблизи городских укреплений, король Вацлав IV в конце XIV века основал свою резиденцию – Королевский двор. Он служил чешским правителям и в беспокойное время гусисткой революции, и только Владислав П Ягеллон покинул это место и снова переселился в Пражский Град. Однако еще в 1475 г.король Владислав собственноручно заложил первый камень в основание воротной башни.
Первоначальная башня была так повреждена, что получила ироническое название «Ободранная» (по чешски: Brána - Odraná).

Габсбурги, которые в 1526 г. заняли чешский престол, интереса к Королевскому двору не проявили, и бывшая резиденция правителей осиротела. Заброшенную и обветшалую королевскую резиденцию в 1631 г. купил у Поликсены из Лобковиц кардинал Арношт Гаррах и основал здесь архиепископскую духовную семинарию.
После пожара в 1689 г. ансамбль был перестроен и дополнен костелом св. Войтеха – Адальберта Пражского. Воротная башня в то время служила складом артиллерийского пороха, отчего и получила свое название. В 1776 г. духовная семинария была переведена в Клементинум, и Королевский двор достался военному ведомству, которое здесь разместило казармы. Во второй половине XIX века здесь была кадетская школа.

На рубеже веков в Праге были осуществлены большие ассенизационные работы, город превратился современную европейскую столицу. В 1902-1903 г.г. весь ансамбль бывшей духовной семинарии вместе с костелом св. Войтеха был разрушен, а через год снесли и лавки к востоку от башни.

Проект и строительство пражского Муниципального дома

Идея строительства репрезентативного дома королевского города Праги на месте бывшего Королевского двора содержалась еще в Меморандуме клуба, адресованном в 1901г. городскому совету.

В 1903г. состоялся конкурс архитекторов, жюри которого отметило три проекта: Дриака, Поспишила и Балшанека. Но во втором туре не был одобрен ни один из них. В конце концов 14 августа 1903г. городской совет постановил, что разработка проекта будет поручена архитекторам проф. Антонину Балшанеку и Освальду Поливке. Окончательный проект, определявший расходы в размере 3 000 000 крон, после долгих обсуждений был одобрен, и летом 1905г. фирма Шлаффер и Шебек приступила к строительным работам, окончательно объект был принят в 1912 году.
 
Муниципальный дом, экстерьер, архитектурное и скульптурное убранство
 
К.Новак Фонарь над главной маркизой
К.Новак Фонарь над главной маркизой
цветная мозаика над входом по картону К.Шпиллара
цветная мозаика над входом по картону К.Шпиллара
деталь штукатурного декора крыши
деталь штукатурного декора крыши
А.Штрунц СТРОИТЕЛЬСТВО
А.Штрунц СТРОИТЕЛЬСТВО
К.Новак аллегоричесая голова ТОРГОВЛЯ
К.Новак аллегоричесая голова ТОРГОВЛЯ
Й.Маржатка МУЗЫКА
Й.Маржатка МУЗЫКА
Пражский Муниципальный дом отличается не только своей необычной и монументальной архитектурной композицией, но и уникальной коллекцией скульптур того времени. Монументальные аллегорические скульптуры на всей поверхности фасада – произведения первоклассных мастеров – представляют собой прежде всего национальные исторические и классические культурные символы (аллегории нации, Праги, легендарных героев и событий, олицетворение искусства, философии, науки и т.п.), а также символы нового времени (аллегория промышленности, торговли, транспорта). Антропоморфная скульптура, кроме классических архитектурных элементов, дополнена растительной орнаментикой в стиле сецессии.

Над фонарями аттиковых фронтонов и на шпилях башен размещены пластические вазы, картуши, тумбы, стилизованные зубцы и другие декоративные элементы. Эта уникальная экспозиция соответствует замыслу – построить репрезентативный дворец столичного города, доступный и обозримый со всех сторон.

Середина центрального фасада – портик главного входа с репрезентативным полукруглым балконом (вход на балкон – из Приматорского зала на 2-м этаже). Большую экседру над главным куполом украшает полукруглая картина из стеклянной цветной мозаики «Апофеоз Праги» (по картонам К.Шпиллара). картина обрамлена золотой надписью с до сих пор актуальной цитатой из Сватоплука Чеха: «Удачи тебе, Прага! Сопротивляйся злу времени, как устояла ты перед всеми грозами».

Муниципальный дом отличается необыкновенной гармонией всех элементов декора с архитектурными элементами, которые своими пропорциями одновременно подчеркивают пластическое убранство и создают превосходный фон для великолепной скульптурной экспозиции. На всем фасаде – богатое декоративное, покрытое тонкой патиной скульптурное оформление на тесаном и искусственном камне; на крыше оно продолжено в меди, цинке и титанцинке. Эти элементы, кроме поверхности крыши, покрыты позолотой и охрой. Фигуральная скульптура – каменная (песчаниковая) или – из искусственного камня, другие скульптуры – бронзовые и медные. Общую монументальную картину дополняют лакированные и позолоченные, необычайно изящные декоративные кованные элементы перил, балконов, маркиз порталов и т.п.

Скульптуры на здании пМд были созданы рядом выдающихся мастеров того времени. Автор двух центральных каменных скульптурных групп «Унижение и воскрешение народа» (с медным орлом), помещенным по обе стороны экседры среднего купола – Л. Шалоун. Два медных атланта – «светоносца», несущих «Волшебный фонарь» (Laterna magica) над пилонами портика главного входа, создал К.Новак. Он же – автор уникальных и чрезвычайно интересных в художественном отношении «маскаронов» в проемах пятнадцати овальных окон на 2-м этаже главного фасада; это – аллегорические лепные головы больших размеров, декорированные, помимо растительных орнаментов, еще и иными атрибутами, их темы: живопись, поэзия, наука, философия, торговля, земледелие, промышленность и даже "моторизм" и авиация, что доказывают две уникальные головы в масках и очках над крайними окнами. К.Новаку приписывают также и другие лепные украшения на главном фасаде здания: расписные и позолоченные городские знаки, флористическую орнаментику, вазы, тумбы и т.п. Тот же почерк угадывается и в сидящих фигурах эфебов из искусственного камня над карнизом окон боковых фасадов (не подтверждено в отношении каждой скульптуры). Авторы остальных декоративных работ на боковых фасадах – А.Мара (южный фасад), Э.Пиккардт, Б.Шимоновский и Ф.Крауман (северный фасад). Интересный мотив, образующий кольцо по окружности здания на уровне карниза 2-го этажа, представляют собой медальоны с глубокими рельефами полуфигур в национальных костюмах из искусственного камня, воспроизводящие фольклор отдельных областей чешских земель.

Ряд монументальных фигур по окружности здания над верхним карнизом более всего напоминает галерею: в левом углу главного фасада это символическая песчаниковая скульптура «Духа истории» с мечом (автор Ф. Роус), в правом углу вокруг башенки – сидящие фигуры из искусственного камня, изображающие аллегории Письменности, Строительства, Ваяния и Живописи (автор– А.Штрунц). На северном фасаде чрезвычайно интересны в художественном отношении массивные аллегорические каменные фигуры полулежащего обнаженного мужчины «Драма» и обнаженной женщины «Музыка» (автор – Й.Маржатка); южный фасад над фронтоном аттикового окна украшен двумя каменными фигурами «Сеятель» и «Жница» автор – А.Мара. Парад скульптур продолжается и в нижних частях здания: на уровне 2-го этажа в левом углу главного фасада скульптура – изображение строителя пороховой башни Матея Рейсека (автор Ч.Восмик); на том же углу этажом ниже в 1918 году помещена украшенная двумя аллегорическими фигурами бронзовая мемориальная доска (автор Л.Шалоун). Западный круглый ризалит с башенкой в углу, где сходятся боковые фасады, украшен двумя фигурами из искусственного камня. Это сказочные герои «Русалка» и «Волынщик» (автор Ф.Упрка). Особое место в оформлении здания занимает каменный декор «новоготического» мостика, связывающего здание с Пороховой воротной башней (авторы А.Штрунц,Й.Пекарек).

ИНТЕРЬЕР МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОМА
 
Декор приматорского зала с росписью на тему
Декор приматорского зала с росписью на тему "Славянское единство"
Часы в стиле модерн
Часы в стиле модерн
Орган в зале Сметаны
Орган в зале Сметаны
бюст Ригера в Зале Ригера, В.Мыслбек
бюст Ригера в Зале Ригера, В.Мыслбек
Кондитерская
Кондитерская
светильник в Восточном салоне
светильник в Восточном салоне
На первом этаже за парадным входом в Дом с площади Республики расположен вестибюль с мраморной облицовкой, пол – с орнаментальной мозаикой (работа Г.Петруччи). По сторонам от входной двери, ведущей к залам – два бронзовых рельефа «Фауны» и «Флоры» блистательной работы Б.Кафки. Светильники и покрытия радиаторов отопления – стилизованное дополнение последней реконструкции.

Справа находится Французский ресторан, который сохранился почти в первоначальном виде. Лепное украшение было выполнено Ф.Крауманом и его мастерской, деревянную облицовку, кабины и сохранившиеся подлинные столы изготовила фирма АНТ, Баумгартл и сын. На стенах главного помещения висят аллегорические картины кисти И.Венига, на боковой стене – картина Прага принимает своих гостей, влево от входа, на возвышении аллегория «Хмелеводство», вправо – «Виноградарство», люстры и часы были реставрированы и дополнены в связи с исторической документацией. В оконных нишах повешены новые светильники, представляющие собой реконструкцию несохранившихся ламп.

На противоположной стороне главного фасада по направлению к Пороховой воротной башне находится Кафе, где сохранилась первоначальная облицовка, кабины из красного дерева и обитые кожей скамьи. На передней стене Кафе – светящийся фонтан с рельефом «Нимфы» из каррарского мрамора. Светильники, художественная ценность которых пострадала от позднейших переделок, были реставрированы в соответствии с документацией того времени. Подлинна и столовая мебель, ныне дополненная копиями. Стулья и кресла – свободное и не очень точное воспроизведение первоначальных, сохранившихся лишь в нескольких экземплярах. Оформление главного балкона представляет собой современную стилизацию; дополнен был и бар на галерее.

Продолжение вестибюля – холл с лестницей, ведущей к Главному гардеробу (сохранившему свое первоначальное оборудование). Из холла ведут и две главные лестницы в полуподвальный этаж и в верхние этажи здания.

Террацевый пол и другие элементы интерьера были реставрированы. По сторонам от входа сохранились первоначальная касса, помещение для швейцара и мебель (работа И.Мацоуна). Светильники принадлежат Ф. Кржижику; кабины лифтов в салонах – сейчас это президентский и приматорский лифты поставлены фирмой Ф.Рингхофена. Лепные украшения работы Й.Чапека.

Влево, около лестницы, вход в Новое фойе. Сейчас это, помимо прочего, культурно-информационный центр и буфет, задняя часть фойе соединена вновь оборудованной лестницей с главным гардеробом.

Парадная лестница, ведущая в полуподвальный этаж, облицована керамическими плитками с декоративным узором и видами старой Праги, их выполнила фабрика Рако по проекту Э.Главина. На лестничных площадках – декоративные рельефы работы А.Мары. Обращают на себя внимание металлические перила.

В полуподвальном этаже декор лестниц продолжает нижнее фойе с маленьким фонтаном и керамической облицовкой и сохранившимся орнаментальным полом. Светильники здесь новые, выдержанные в соответствующем стиле. Посредине холла – вход в Американский бар, украшенный цветными рисунками М.АЛЕША (1910-1911), в 1921 они были заменены копиями. На колоннах со свободным воспроизведением черных керамических плиток размещены шесть рисунков: «Бондарь», «Крестьянка с гусем», «Садовница», «Мясник», «Повар с рыбой», и «Загонщик с зайцем».
По сторонам стойки бара, который заново изготовлен по старым изображениям, сцены – «На охоте», «Приезд дворянина к трактиру», Престольный праздник в трактире», «Конец масленицы». Посередине потолочного свода с позолоченным «дождем» висит подлинная люстра работы Ф.Кржижика с рисунком «Цапли». Остальные светильники не сохранились и заменены другими в стиле той эпохи.

В полуподвальном помещении под Французским рестораном находится Пльзеньский ресторан, декорированный тремя картинами (автор Й.Обровский), выполненными в керамической мозаике: «Чешская жатва» - на стене у бара и «Юноша» и «Девушка» - около арки, ведущей в маленький салон.
Первоначальное оборудование – Садилека.

Винный ресторан под Кафе также с подлинной деревянной решеткой и редкими по красоте рельефными плитками и зеркалами. К галерее Кафе примыкают игорные залы с коридором и Большим биллиардным залом.

На втором этаже находится Главное фойе, откуда можно попасть в центральный зал здания, Зал Сметаны. Зал проходит через несколько этажей, занимая всю центральную часть Дома. По обеим сторонам сцены расположены скульптурные группы ШАЛОУНА (автор «Гуса» на Староместской пл.) «Вышеград» и «Славянские танцы». Живописные росписи по потолку – произведения Шпиллара. На парапетах балконов и лож – медальоны с портретами чешских композиторов художника Калводы. Центральное место в зале занимает орган с круглым позолоченным бронзовым рельефом Б.Сметаны.

Через портал с гербом столицы Праги из фойе проходим в Приматорский зал (зал мэра города), оформленный А.МУХОЙ.
Роспись на потолке зала с орлом посередине носит название «Славянское единство».
Потолочную картину поддерживают восемь пандативов, на которых изображены гражданские добродетели, олицетворенные известными личностями прошлого: Верность – Ян Коменский, Сила – Войтех из Пернштейна, Бдительность – Ходы (жители юго-западного пограничья Чехии), Принципиальность – Ян Рогач из Дубе, Самостоятельность – Георгий Подебрадский, Справедливость – Ян Гус, Материнская мудрость – Элишка Пршемысловна, Воинственность – Ян Жижка.
Три картины на стене также имеют патриотическую символику. По эскизам Мухи городской промшколой были изготовлены дошедшие до нас занавеси в проходах. Витражи и мебель также эскизировал Муха. Боковое искусственное освещение зала – также по предложению Мухи. Два декоративных панно на решетках радиаторов – копии подлинных рисунков А.Мухи, оригиналы хранятся в музее столицы Праги.

Зал Ригера (политический деятель и зять Палацкого) с его Бюстом работы МЫСЛБЕКА (автора конной статуи Вацлава перед музеем) украшают две работы МАКСА ШВАБИНСКОГО под общим названием «Чешская весна». В люнете над дверью изображены Мыслбек, Алеш, Манес, Сметана и Дворжак. В другом Люнете – С.Чех, Неруда, Врхлицкий, Немцова, Зейер.

Зал Сладковского также сохранил большую часть подлинного декора. Зал Грега украшает потолочный триптих «Жизнь, Поэзия, Смерть и три картины художника Женишка.

Между Приматорским залом и залом Грега находится зал Палацкого с декоративными картинами И.ПРЕЙСЛЕРА на потолке и стенах.

В переходе, ведущем к улице «У Прашны браны», - анфилада покоев или «дамские салоны». Рядом с Восточным кабинетом – Малый салон Б. Немцовой с фонтаном в нише, автор О.Поливка.
Через проход можно войти в богато декорированный Малый Моравско-Словацкий Салон с большим уникальным аквариумом. Самое большое помещение этого крыла – бывшая Кондитерская.

На третьем этаже, обращенном к площади Республики, находится Верхнее фойе с лепниной. По обе стороны круглого зала Голлара – Выставочные залы с верхним освещением.
В промежуточном этаже на уровне верхних лож находились помещения для собраний различных обществ и клубов. В крыле, примыкающем к улице «У Обецниго дому» в бывших помещениях мужского и аграрного клубов установлены две мемориальные доски, напоминающие о событиях 28.10.1918 г. Текст одной из них начинается так: «По этим залам проходила история. Здесь в ожидании падения Австрии и подготавливая освобождение чехов, заседал Национальный комитет. Здесь в день триумфа он принял на себя управление Чехией…»
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.56 CZK
1 USD=21.71 CZK
100 RUB=36.28 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24424 статей
28329 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+