cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
Чехия >> Все о Чехии >> Энциклопедия Чехии >> ° Памятники ЮНЕСКО >> Кандидаты в списки ЮНЕСКО >> Кукс и Бетлем
 
 
news
 
 
Кукс - бывший престижный европейский курорт, прославившийся великолепием пластического убранства
 
Ареал комплекса
Ареал комплекса
Госпиталь с костелом св. Троицы
Госпиталь с костелом св. Троицы
Вдоль левого крыла госпиталя расположились 12
Вдоль левого крыла госпиталя расположились 12 "добродетелей" работы Брауна
Первая пластика мастерской Брауна появилась на террасе перед костелом
Первая пластика мастерской Брауна появилась на террасе перед костелом
Сад ареала
Сад ареала
В госпитале разместился аптекарский музей с историческим мобилиаром
В госпитале разместился аптекарский музей с историческим мобилиаром

В 145 км от Праги на берегу реки Эльба в предгорье Крконоше есть живописное место, где природа и творчество в стиле высокого барокко выступают в гармоничном единстве.
В нынешнем Куксе мы можем увидеть лишь малую часть былого великолепного архитектурного ансамбля, возникшего в начале 18 в. при графе Ф.А.Шпорке. Среди остатков прежней роскоши – здание госпиталя с церковью Святой Троицы с великолепным скульптурным убранством в стиле высокое барокко.
В течение 20 лет здесь возникали водолечебница, замок, госпиталь, ипподром, целый ряд зданий, предназначенный для гостей, театр, трактиры, «дом философов», хозпостройки, дома для прислуги и много других зданий. Весь ансамбль был подчинен единой художественной концепции, в которой проявилось стремление к точной симметрии, строгости и равновесию. Доминантой левого берега реки являлось 4-х этажное здание дворца, на правом берегу расположился госпиталь и костел с фамильным склепом рода Шпорк.
Долина реки между этими зданиями была превращена в обширный богато пластически оформленный парк с отдельными скульптурами, скульптурными группами, фонтанами и другими малыми декоративными формами – все это образовывало единое целое, потрясавшее одновременно своим богатством, исключительным художественным вкусом и виртуозным мастерством исполнения.
Но отчего вся эта роскошь возникла в таком отдаленном месте, и кто был ее создателем?
В 1662 г. поместье Кукс купил генерал австрийской кавалерии граф Ян Шпорк, а после оно перешло по наследству к его сыну Франтишеку (Францу) Антонину. В то время Кукс был небольшим селением, где владельцы имения никогда не жили. Но недалеко от него находились уже тогда известные целебные источники, вода которых излечивала от разных болезней.
Престижный курорт
В 1695 г. граф Шпорк, исключительно образованный и просвещенный для своего времени человек, послал образцы из этих источников для анализа в пражский Карлов университет. Получив в следующем году положительный ответ, он решил превратить Кукс в курорт, соперничающий с Карловыми Варами. Свои планы граф начал реализовать без промедления. Решив сделать Кукс местом своей резиденции, в первую очередь он строит там дворец и курортные здания, которые своим комфортом и богатством действительно превзошли все курорты, известные до тех пор. Одновременно на противоположном берегу строится огромный по тем временам госпиталь с костелом и рядом скульптур. Так возник ансамбль, не имеющий себе равных не только в Чехии, но и за ее пределами. Однако, к сожалению, до наших дней постройки на левом берегу реки не дошли, они постепенно старели и разрушались, так что в 1901 г. был снесен и дворец.
Госпиталь с костелом
От всего великолепного ансамбля сохранился лишь госпиталь и находящийся возле него скульптурный ансамбль. Госпиталь был предназначен для старых солдат, участников турецких войн, инвалидов и состарившихся подданных. В тот период основание такого госпиталя было проявлением исключительного гуманизма со стороны графа.
Здание строилось с 1708 по 1719 г., автор проекта Д.Б.Аллипранди. На фоне здания госпиталя рисуется силуэт костела св. Троицы. Благодаря совершенству арх. композиции, равновесию всех элементов и внушительной монументальности, здание костела по праву считается одним из лучших памятников архитектуры зрелого барокко.
СКУЛЬПТУРНОЕ УБРАНСТВО
Изумительным совершенством планировки отличается решение пространства перед костелом. Оно представляет собой террасу, являющуюся центром, к которому сходятся два ряда скульптур, созданных М.Брауном и его мастерской.
Благодаря встрече образованного феодала с темпераментным и страстным художником (по мнению некоторых источников, первая их встреча произошла в Италии), стало возможным создание исключительных произведений искусства небывалого количества и качества.
Браун выполнял заказы графа с перерывами в течение 20 лет.
Первая партия скульптур для оформления террасы была заказана в 1712 году.
Вначале это было 8 скульптур, олицетворяющих Блаженство. Поскольку в это время Браун имел много других заказов, скульптуры были изготовлены по его эскизам местными каменотесами и их неопытными помощниками в оборудованной Шпорком мастерской. Судя по всему, они же создали фигуры Скорбящего Ангела и Ангела Блаженной смерти. Этими фигурами начинаются ряды аллегорий Пороков и Добродетелей.
На этом окончился первый этап сотрудничества М.Б.Брауна с графом Шпорком. На этом этапе мастерство Брауна не проявилось в полную силу, т.к. скульптуры практически создавались деревенскими мастерами.
Другая фаза началась в 1717 г. созданием монументальной скульптуры, олицетворявшей Религию. И хотя здесь уже чувствуется рука мастера, однако видна и работа помощников.
Вершины интенсивности как в художественном плане, так и в количественном отношении достигает работа Брауна и его помощников в Куксе в 1719 г., когда ими было создано перед левым крылом госпиталя 12 фигур аллегорий Добродетелей: Вера, Надежда, Любовь, Терпение, Мудрость, Доблесть, Стыдливость, Усердие, Щедрость, Искренность, Справедливость (Воздержание перенесли во двор) и 12 фигур олицетворяющих Пороки перед правым крылом: Гордость, Скупость, Зависть, Разврат, Обжорство, Гнев, Лень, Отчаяние, Легкомыслие, Клевета, Коварство (фигура Обмана заменена).
Размер всех фигур – выше человеческого роста, вытесаны из местного твердого песчаника. На некоторых пластиках фрагментарно сохранилась первоначальная полихромия, главным образом, остатки красной краски.
Разумеется, такое количество изваяний Браун не мог создать сам. Ему, несомненно, помогали члены его мастерской, в которой работали опытные скульпторы. Так или иначе, это – Браун. Как точно об этом сказал Э.Похе, они "представили его не только как выдающегося творца, но и как предприимчивого скульптора, который смог удержать коллектив сотрудников приблизительно в линии своего стиля, а также на одинаковом художественном и техническом уровне". Созданием этих аллегорий закончилось вторичное пребывание Брауна в Куксе.
Но неутомимый оригинал граф Шпорк уже задумал новое: создание обширного природного парка с обителями пустынников, в котором должны быть органично закомпонованы пластика и архитектура, чтобы получился некий уголок для медитаций.
http://www.novyles.cz/cz/home.html
http://www.kuks.cz/
БЕТЛЕМ - Braunuv Betlem - галерея барочной пластики
 
ориентация
ориентация
бетлем (1726-1732)
бетлем (1726-1732)
Пустынник 1726 год
Пустынник 1726 год

Впоследствии, несмотря на большое количество заказов, Браун еще несколько раз побывал в Куксе, чтобы увеличить его и без того богатое скульптурное оформление.
В один из таких приездов в находящемся поблизости лесу и был создан рельеф с изображением св. Франциска со стигматами.
Дело в том, что в то время граф Шпорк основывал в окружающих Кукс лесах обители пустынников, украшая их различными пластиками.
Знаменательным годом для Кукса и Брауна был год 1726, когда он получил заказ: заполнить лес около деревни Жирец монументальными пластиками. Сейчас это место известно под названием Бетлем (Вифлеем).
История возникновения Бетлема весьма драматична, так как при осуществлении своего плана граф Шпорк столкнулся с сопротивлением жирецких иезуитов. А это был слишком могущественный противник. Иезуитам удалось добиться того, чтобы работы постепенно замедлялись, а в 1739 г. совсем остановились. Шпорк был провозглашен еретиком, в результате чего была изъята его обширная библиотека, подверглись обыску его поместья, а сам граф должен был заплатить большой штраф. Много книг, признанных иезуитами вредными, было сожжено. Тяжба с иезуитами продолжалась несколько лет, однако Браун смог продолжить начатую работу в 1731 г.
Но вернемся к Бетлемской пластике.
Итак, во время первого этапа были созданы: рельеф со сценой явления св. Губерта и скульптуры св. Марии Магдалины, Иоанна Крестителя, отшельника Онуфрия, Гарино и колодца Якуба; во время второго – рельефы с изображением сцены Рождества Христова и Поклонения волхвов. Так окончился третий и последний этап работы Брауна в поместье графа Шпорка.
ПЛАСТИКИ ПЕРВОГО ЭТАПА СЧИТАЮТСЯ ЛУЧШИМИ не только в творчестве Брауна. Они являются СКУЛЬПТУРНЫМИ ШЕДЕВРАМИ ВСЕГО ПЕРИОДА БАРОККО.
Скульптура Бетлема характеризуется драматичностью, динамикой и жизненностью выражения, отличаясь при этом строгой подчиненностью определенной системе.
Это не означает, что вторая группа второразрядна или плоха. В отличие от первой группы, произведениям второй свойственны приглушенный драматизм, усиление повествовательного элемента, конкретизация и спокойствие.
Когда-то вся эта монументальная пластика была покрыта полихромией и позолотой, так что еще больше увеличивался экспрессивный и художественный эффект скульптур, размещенных в лесу, где свет и солнце еще более усиливали воздействие на очарованного зрителя.
К сожалению, нынешний Бетлем представляет собой лишь остатки былого великолепия. Время и, главным образом, люди разрушали творение, которое в первоначальном виде, несомненно, представляло собой вершину европейского искусства периода барокко. Опустошение и исчезновение части работ началось вскоре после смерти Шпорка в 1738г., затем во время вторжения войск во время войн за австрийское наследство. Кроме того, ареал понес изрядный ущерб в связи со строительством крепости Иозефов в конце 18 в., когда в окрестностях (!) недоставало камня.
В настоящее время от ареала осталась лишь его часть. Кроме скита капеллы св. Христа и других мелких построек и скульптур, здесь стояла когда-то пластическая группа с Христом, искушаемым Дьяволом, роспись по дереву с распятьем Христа, «аллея семи родников» с фонтанами из розового мрамора. Скульптуры Великого христианского борца «Милеса Христиануса», св. Иеронима с Ивом и Ангела Глории были позднее перемещены в сад госпиталя в Куксе.
Но и сейчас, несмотря на все потери, Бетлем без преувеличения можно назвать проявлением кульминации творческого духа периода барокко в Чехии.
http://www.novyles.cz/
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.56 CZK
1 USD=21.71 CZK
100 RUB=36.28 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24424 статей
28329 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+