cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
Чехия >> Все о Чехии >> Энциклопедия Чехии >> ° Памятники ЮНЕСКО >> Кандидаты в списки ЮНЕСКО >> Град Карлштейн
 
 
news
 
 
Град Карлштейн
 
ГРАД КАРЛШТЕЙН
ГРАД КАРЛШТЕЙН
Карлштейн с высоты птичьего полета
Карлштейн с высоты птичьего полета
Большая и Марианская башни
Большая и Марианская башни
фрагмент королевского дворца
фрагмент королевского дворца
бургграфский дворец
бургграфский дворец
тронный зал с остатками декора
тронный зал с остатками декора
Знаменитая капелла св. Креста
Знаменитая капелла св. Креста
копия святовацлавской короны
копия святовацлавской короны
костел Девы Марии
костел Девы Марии
башня с королевским колодцем
башня с королевским колодцем
Карлштейн – самый знаменитый чешский град, один из символов чешского королевства периода расцвета гоики. Он был основан чешским королем и царем Священной империи Римской Карлом IV в 1348 году. Град Карлштейн – Карлов Камень - был запроектирован в качестве монументального символа императора и римской империи и, вместе с тем, как неприступная сокровищница для хранения важнейших государственных документов, а также чешских и имперских коронационных регалий – символов государственной власти, драгоценностей и святых реликвий.

В середине 14 в. королевский дворец был почти полностью готов, к тому времени Карл IV уже останавливался в своей загородной резиденции. Одновременно с завершением строительста шли дорогостоящие работы по отделке и украшению интерьеров замка. Спустя нкоторое время был заложен коллегиальный капитул и утвержден состав каноников во главе с деканом.

Управление и оборона замка в то время были поручены бургграфу, которому подчинялся гарнизон вассалов. Карлштейнские вассалы были рыцарями, живущими в передававшихся по наследству усадьбах вокруг замка. В случае опасности они были обязаны явиться в замок и обеспечить его защиту. Второй тип вассалов, так называемые «крепостные вассалы», должны были непрестанно стоять на карауле у ворот, каждый день звонить в колокола и поддерживать порядок на всей территории замка.

В работе по художественному убранству града принимал участие целый ряд мастеров, в их числе М.Вюрмсер, Т.да Модена. Самый известный из художников чешского готического искусства - Мастер Теодорик. За уникальные художественные работы по оформлению интерьеров он был пожалован усадьбой на Можине и другими привелегиями.

В то время Карл лично следил за окончанием этих работ, часто останавливаясь в замке. В последний раз король был в замке за два года до смерти в 1376 г. вместе со своим сыном (от второго брака) и наследником Вацлавом IV, который также любил посещать замок со своей первой женой.

В начале гуситских беспорядков, в страхе перед надвигающимися войнами, в Карлштейн были перевезены чешские коронационные драгоценности и целый ряд сокровищ из многих монастырей, в частности, из Збраславского монастыря. Так в капелле св. Креста некоторое время хранились вместе чешские и имперские коронационные регалии.

Император Сигизмунд, второй сын Карла-IV, приказал вывезти из Карлштейна все сокровища, но к тому времени, когда Богемия признала Сигизмунда своим королем, чешские регалии в 1436 г. были возвращены в Карлштейн, однако имперские сокровища навсегда остались за пределами Чехии и до сегодняшнего дня составляют часть сокровищницы в Вене.

При осаде града гуситам удалось отрезать его окрестности и захватить запасы продовольствия, в надежде заполучить драгоценности. Однако им не удалось завоевать крепость. (По-правде сказать, пострадали некоторые постройки, а гарнизон крепости обогатился за счет продажи художественных предметов, реликвий и отломанных частей орнамента, сделанных из драгоценных металлов, зато перемирие было заключено).

При короле Владиславе Ягеллонском происходит новый всплеск величия и возвращение высокого предназначения Карлштейна. В это время проходит масштабная реконструкция дворца и других построек, в первую очередь, бургграфского комплекса замка.

После большого пожара в Праге в 1541 г., когда там сгорели судебные книги, было решено перенести хранение копий сгоревших подлинников в Карлштейн, где уже хранились ценнейшие грамоты, летописи и рукописи чешского архива.

А в 1609 г. здесь с великими почестями был уложен на хранение знаменитый высочайший указ императора Рудольфа-II, который должен был обеспечить свободу вероисповедания в государстве. При Рудольфе проходит реконструкция дворца в стиле ренессанс и ремонтные работы по всему ареалу, но это уже можно назвать «лебединой песней» града.

В начале 30-летней войны коронационные сокровища из предосторожности были перевезены в Пражский град.

В 1625 г., после подавления чешского сословного восстания, император Фердинанд-II ликвидировал карлштейнское бургграфство, понизив статус града до деревенской усадьбы, а сам замок с прилегающими угодьями, ставший приданым чешских королев, подарил своей жене Элеоноре. Последняя заложила его Яну Кавке из Ржичан, усугубив его упадок. Этому роду замок принадлежал до начала 18 века. Тогда же все сокровища Карла IV были окончательно переправлены в Пражский град. Реликвий было огромне количество, хранились они в 22-х вместительных, специально предназначенных для этого, шкафах. Кстати, именно они и составили основную часть знаменитой Святовитской сокровищницы града.

Вдове императора Леопольда удалось вернуть Карлштейн, выплатив залог и вернув собственность чешских королев. Мария Терезия, владевшая замком после Елизаветы (жены Карла Габсбурского), передает его, на определенных условиях, градчанскому Пансиону благородных девиц. Новые владелицы использовали замок в основном в хозяйственных целях, иногда служа мессы в некоторых капеллах. Пансион благородных девиц считается последним хозяином объекта до перехода его в собственность государства.

Когда Карлштейн в 1812 году посетил император Франц-I вместе с дочерью Луизой, государь решил срочно начать реставрационные работы по реконструкции ветшающего замка и даже выделил было на это какие-то финансовые средства. Однако "под шумок" Франц-I приказал вывезти из Карлштейна в Вену часть его первоначальной обстановки, включая даже часть деревянной обивки стен (!).

Более гуманно поступил император Франц Иосиф-I, поручив вести реставраторские работы Центральной комиссии по охране памятников под руководством Ф.Шмидта (профессора Венской академии художеств, который впоследствии передал руководство своему ученику Иосифу Моккеру.

Архитектор Моккер посвятил Карлштейну все последние годы своей жизни. Его заслуга (как, впрочем, и повод для нападок) в том, что реконструкция велась (выбранным Моккером раз и навсегда) методом пуризма, цель которого достижение чистоты архитектурного стиля памятника, типичного для средневековья, отстранение других стилей (напр., были снесены все пристройки ренессансного бургграфства), что имеет исключительную художественно-историческую ценность. Благодаря Моккеровской реконструкции, мы можем видеть град глазами современника чешского "Карла Великого".

Местораположения:
Находится град Карлштейн недалеко от Праги (это юго-западный пригород Праги) на левом берегу реки Бероунки, в 8,5 км от г. Бероуна.
Вы можете туда добраться на поезде следующему в Beroun с Главного вокзала Праги (Hlavní Nádraží Praha). Поезд ходит каждые полчаса.

Самое интересное, что можно увидеть сегодня в ареале града в исключительных исторических интерьерах:

* Единственные в своем роде подлинные настенные росписи 14 столетия;
* Самаую большую в мире уникальную средневековую коллекцию живописи по дереву - 129 "деревянных картин" мастера Теодорика (открылась недавно), находящуюся в капелле св. Креста;
* Самую большую в Чешской республике галерею портретов чешских правителей;
* Святовацлавскаую корону чешских королей (клторая в 15-17 в.в. хранилась здесь, сейчас оригинал - в Пражском граде);
* Уникальный готический колодец с башней.
Капелла святого Креста и Мастер Теодорик
 
Настоящая жемчужина средневекового искусства, капелла св. Креста - самое импозантное помещение града Карлштейн. Капелла занимает весь третий этаж Большой башни. Это помещение, перекрытое двумя крестовыми сводами, разделено на две части позолоченной решеткой, отделяющей клирос, куда имели право входить только архиепископ, епископы и декан карлштейнский.
По легенде, император Карл IV в знак особого благоговения и почитания этой капеллы снимал обувь и входил в это помещение босым.
Даже послы сейма останавливались перед решеткой, а драгоценности им передавал декан карлштейнского капитула.
Богато позолоченный купол капеллы имитирует небесный свод с множеством звезд, месяцем и солнцем.
По горизонтали капелла делится на три части. Плоскость цоколя имитирует мрамор. Следующий пояс стены - пояс, облицованный полированными полудрагоценными камнями, выложенными в виде крестов. Полудрагоценные камни вставлены и в позолоченную штукатурку с геральдическими мотивами чешского льва, императорской орлицы и инициала «К».
Над инкрустированным поясом, проходящим по всему периметру капеллы, до крестообразного свода размещены картины станковой живописи на дереве знаменитого придворного художника Мастера Теодорика.
Уникальная коллекция из 129 картин станковой живописи на дереве в контексте исторического памятника архитектуры не имеет аналогов во всем мире.
Живописное оформление капеллы началось с рисунков на штукатурке алтарной стены и настенных росписей в оконных нишах (до 1360 года). Большую часть выполненных росписей с полной уверенностью можно отнести Мастеру Теодорику, его помощникам и ученикам.
В композиции «Поклонение трех волхвов» (восточная ниша клироса) в фигуре третьего волхва угадывается сам император, причем речь идет об одном из самых древних изображений Карла IV.

В разработке идейной концепции художественного убранства капеллы принимал участие сам император со своими ближайшими советниками. Реализация этого гигантского средневекового проекта была поручена Теодорику (и членам его мастерской), написавшему главные картины, размещенные, прежде всего, на алтарной стене.
Наряду с Теодориком над оформлением капеллы работал целый ряд талантливых художников той эпохи, имена которых не дошли до наших дней.

Богатая коллекция картин станковой живописи на дереве состоит из изображений всех членов небесной иерархии: апостолов, римских пап, епископов, королей, рыцарей, святых великомучениц, которые все вместе составляли «небесное войско Христово». Войско это должно было охранять сокровища, уложенные в капелле.

При императрице Марии Терезии некоторые картины были перевезены в Вену, где подробно изучались и долгое время хранились. Император Франц I в начале 19 века обещал вернуть их, однако лишь в 1901 году картины, за исключением одной, были возвращены на Карлштейн императором Францем Иосифом I.
******************************************************************************************

Мастер Теодорик
Мастер Теодорик - ведущий представитель чешской готической художественной школы второй половины 14 века и самый старший чешский художник, известный не только по сохранившимся произведениям, но и по имени (в исторических источниках называемый Mgr Theod, Magister Theodoricus, Theodoricus pictor).
Изображения святых работы Мастера Теодорика отличают мягкая моделировка лица и нежные, но очень живые краски, из которых как бы идет свет.
При первом взгляде на портреты евангелистов, апостолов или правителей зритель замечает, что для работ Теодорика характерны большие лица с широко открытыми глубокими глазами.
Выразительность образов действительно достигается с помощью цвета и света. Интенсивность цвета облечений на многих картинах, особенно, в синих тонах, ослабевает, плавно переходя к цвету белому, что придает работам сияние и пластику.

Разумеется, не все картины писал сам Мастер Теодорик, однако налицо единство комплексной работы. Скорее всего, Теодорик делал подмалевок предполагаемого изображения, а далее работали его помощники. Руку Мастера можно увидеть на алтарной стене, большинство картин которой, безусловно, принадлежат самому Теодорику. Одинаковая композиция некоторых образов, в которых меняется лишь атрибутика, свидетельствует о том, что они были изготовлены при помощи шаблонов.
Оформление капеллы было завершено за невероятно краткий промежуток времени (от 1365 до 1367) и является единственным примером чешской готической живописи 70-х лет 14 столетия. Мастер был автором всей концепции художественного оформления капеллы, ему принадлежит и большое количество настенных росписей помещения.
Мастер Теодорик почти не имел учеников и прямых последователей. Возможной причиной этого был тот факт, что убранство капеллы св. Креста мог видеть лишь весьма ограниченный круг людей.
Тем не менее, под влиянием Теодорика его современниками в дальнейшем был создан ряд выдающихся произведений. Традиции Теодорика продолжил впоследствии Мастер Тржебоньского алтаря.
Остается добавить, что один из залов в монастыре св. Анежки (Агнессы) Чешской (филиал НГ) посвящен работам Мастера Теодорика.
Л.Т.
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.53 CZK
1 USD=21.79 CZK
100 RUB=36.7 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24426 статей
28331 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+