cz
rus
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
 
 
news
 
 
СВЯТЫНИ ПРАГИ (редактируется)
* Новоместские храмы вынесены в отдельную рубрику - см. Районы. Прага-2
 
Дом божий, врата небесные, что есть что в храме
 
Церковь - дом, куда мы приходим, чтобы встретиться с Богом. Храм есть "Domus Dei" (Дом Божий) и Porta Coeli (Врата Небесные). Поэтому церковное здание - место священное, предназначенное для поклонения Богу".

Каковы отличительные элементы традиционной католической архитектуры и церковного убранства. Зачем нужна алтарная преграда? Зачем - статуи? Зачем - скамеечки для коленопреклонения? Зачем - колокола и колокольни? И что все это значит? А значит это многое. Почти каждая деталь традиционного католического храма имеет точный богатый смысл, указывает на важные аспекты католической веры и практики.
Подробнее - Майкл С. Роуз "Экскурсия по дому Божьему"
 
Путь к храму
 
Предпримем путешествие по типичному храму, построенному в соответствии с вековыми обычаями, знакомясь попутно с терминологией церковной архитектуры.

Одним из главных вертикальных элементов, привлекающих внимание к церкви как визуально (ее видно издалека), так и звоном колоколов, служащих как тому, чтобы отмечать время, так и для призыва к молитве или богослужению – является КОЛОКОЛЬНЯ. Появление церковных колоколов датируется VIII в., их звон не только призывал мирян в церковь на Мессу, но и, в монастырях, поднимал монахов на чтение ночной молитвы - заутрени. К Средним векам каждая церковь была оборудована по меньшей мере одним колоколом, а колокольня стала важной чертой церковной архитектуры. Колокольни возводились либо отдельно от самой церкви, либо становились составной частью церковного здания.

Еще один выдающийся элемент церкви это КУПОЛ или шпиль, увенчанный крестом. Купол - круглый или, реже, овальный - стал популярен на Западе во времена Возрождения. Он оказывает большое влияние как на внешний, так и на внутренний вид храма. В интерьере он способствует ощущению вертикальности и запредельности (символизируя небесное царство) как своей высотой, так и тем, как именно сквозь окна в нем лучи света проникают в помещение. Снаружи же купол и шпиль визуально позволяют определить здание как церковь, выделив его из городского или сельского пейзажа.

Когда мы подходим ближе, то видим ФАСАД, то есть переднюю стену здания. Часто именно он запоминается больше всего, является лицом храма и совместно с объемно-пространственным решением определяет архитектурный стиль. Нередко фасад включает в себя колокольню или другие башни, статуи или более простые скульптуры, окна и, наконец, главную входную дверь Фасад и ведущие ко входу ступени - второй пункт перехода от профанного (внешнего мира) к священному (интерьеру церкви).

Уже в XI столетии украшение ПОРТАЛов (ниш, в которых располагаются дверные створки) статуями и рельефами стало важной чертой церковной архитектуры. Сцены из Ветхого Завета и из жизни Христа обычно изображаются над входом в церковь в треугольниках, называющихся ТИМПАНами. Порталы должны одновременно вдохновлять и звать.

Третий и последний переходный пункт на пути из внешнего мира в интерьер церкви это НАРТЕКС, или притвор. Он служит двум основным задачам. Во-первых, нартекс используется в качестве вестибюля - здесь можно отряхнуть снег с ботинок, снять шапку или сложить зонтик. Во-вторых, в нартексе собираются процессии. Поэтому его называют еще "галилеей", так как процессия из нартекса к алтарю символизирует путь Христа из Галилеи в Иерусалим, где Его ждало распятие.

Интерьер традиционной латинской церкви. Главный неф
 
Традиционная крестообразная планировка церкви. 1. Пресвитерий. 2. Трансепты 3. Неф. 4. Нартекс. 5. Портал.
Традиционная крестообразная планировка церкви. 1. Пресвитерий. 2. Трансепты 3. Неф. 4. Нартекс. 5. Портал.
Пройдя сквозь нартекс, мы оказываемся в основном помещении церкви, которое именуется НЕФом - от латинского navis, "корабль" (отсюда же - "навигация").
Предназначенный для прихожан, неф получил свое название потому, что образно представляет "ковчег Спасения". Апостольская (то есть папская) конституция IV в. говорит: "Да будет строение длинным, головою на восток... и сим да будет подобно кораблю".

Неф почти всегда разделен на два или четыре сектора скамей расположенным по его центру проходом, ведущим к пресвитерию и алтарю. В больших церквях с боков его ограничивают дополнительные проходы.

При входе в неф (место священное), обычно справа от входящего располагается ЧАША со святой водой. Здесь мы благословляемся ею, напоминая себе о своем крещении и о грехах. Осенять себя перед входом в церковь крестным знамением, смочив предварительно пальцы святой водой - древний способ очиститься, вступая в дом Божий.

Еще один элемент церковного здания, имеющий прямое отношение к нефу, это БАПТИСТЕРИЙ - место, специально предназначенное для крещения. Ранние баптистерии возводились в качестве отдельных зданий, но позднее их стали делать в виде помещений, пристроенных непосредственно к нефу. Обычно они имеют восьмиугольную форму, указывающую на воскресение Христа на "восьмой день" (воскресенье следует за субботой - седьмым днем библейской недели). Таким образом, число восемь представляет новый рассвет для христианской души. В некоторые века было принято помещать крещальную купель непосредственно в нефе. Тогда она сама приобретала очертания восьмиугольника.

Религиозное изобразительное искусство, связанное с купелью и баптистерием, опирается чаще всего на сюжет о крещении Христа св. Иоанном Крестителем. Другой популярный образ - голубь, представляющий Святого Духа, поскольку крещение это ниспослание Святого Духа на душу крещаемого.

 
План традиционной латинской церкви (по рис. С. А. Галеева, "Азбука христианства")
 
1. Пресвитерий.
2. Главный алтарь.
3. Дарохранительница.
4. Боковые алтари, приделы.
5. Конфессионалы.
6. Скамьи.
7. Амвон.
8. Хоры.
9. Ризница (сакристия).
10. Неф.
11. Боковой неф (проход).
12. Чаши со св. водой.
13. Колокольня.
14. Притвор (нартекс).
15. Алтарная преграда
ИНТЕРЬЕР ХРАМА (продолжение), пресвитерий и его составные части - алтарная преграда, а л т а р ь, ,амвон, распятие, дарохранительница
 

ПРЕСВИТЕРИЙ
Говоря о пресвитерии, полезно помнить, что Вселенская Церковь и литургия иерархичны, А храм должен эту иерархичность отражать. Наиболее очевидным это становится, когда размышляешь над различиями между нефом и пресвитерием: пресвитерий должен быть отдельной от нефа частью церкви.
Почему пол в пресвитерии должен быть выше, чем в нефе? Этому есть две основных причины.
* Первая - символическая: если пресвитерий представляет голову Христа, естественно будет, если голова окажется выше, нежели тело.
* Во-вторых же пресвитерий приподнимается над нефом для того, чтобы прихожане могли лучше видеть различные части литургии, совершаемые в нем. Так им предоставляется более полный обзор амвона, алтаря и трона, с которого епископ обращается к народу. Но пресвитерий ни в коем случае не следует приравнивать к сцене.

Один из видов особого убранства пресвитерия - АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА. Она не только служит тому, чтобы выделять пресвитерий, но и может быть вполне функциональна. Обычно возле нее, смиренно и почтительно преклоняя колени, прихожане получают Святое Причастие. Вне же Мессы верные могут молиться здесь перед Святыми Дарами, скрытыми в дарохранительнице или выставленными на алтаре. У алтарной преграды, как и на скамьях, мы имеем возможность принять традиционную для католиков позу молитвы.

АЛТАРЬ
Самый важный и достойный элемент пресвитерия - и всей церкви - это алтарь, место, где приносится Евхаристическая Жертва. Собственно говоря, вся церковь строится ради алтаря, а не наоборот. По этой причине все зрительные линии церковного здания должны сходиться к алтарю, подобно тому, как литургия Святой Мессы имеет своей центральной (или высшей) точкой Пресуществление, когда посредством рук священника хлеб и вино превращаются в Тело, Кровь, Душу и Божество Иисуса Христа. Жертвенный алтарь столь важен для католического культа не потому, что это стол, на котором готовится общинная трапеза, а, в первую очередь, потому, что здесь священник вновь совершает крестную Жертву Христа.

В огромном большинстве церквей, возведенных за последние две тысячи лет, алтарь занимает центральную позицию в пресвитерии и стоит либо отдельно, либо у стены, а за ним - декоративная запрестольная перегородка и дарохранительница. Отдельно стоящие алтари встречаются чаще, они строятся затем, чтобы священник мог обходить вокруг них, когда совершает каждение.

Постоянные алтари, обычно - каменные, возникли в Европе впервые в IV в., когда христиане обрели свободу публичного богослужения. Почитание мучеников, умерших за Христа, было столь сильно, что в те годы почти каждая церковь, особенно - в Риме, строилась над могилой одного из них и принимала имя этого святого.

В связи с этой традицией мощи святых помещались внутри алтаря, и до недавних пор требовалось, чтобы в алтаре содержались реликвии по меньшей мере двух канонизированных святых. Этому обычаю до сих пор следуют во многих местах, хотя церковный закон к нему больше не обязывает.

АМВОН
Еще одна важная часть пресвитерия это амвон (с греч. - "возвышенное место"). Часто амвоны оформлялись так, что становились произведениями искусства, не только функциональными, но и красивыми. Обычно на них помещались резные изображения сцен из Писания.
Хотя обычно амвоны располагаются в левой части пресвитерия, нередко их можно видеть и перед самым нефом, также слева. Они могут быть как отдельно стоящими, так и прикрепленными к боковой стене или колонне. Помещаются они там, где лучше всего акустика. В правильно построенной церкви с хорошим амвоном для громкого и четкого провозглашения Слова не требуется никаких микрофонов. Способствует этому также и звуковой отражатель - особый навес, находящийся над головой того, кто стоит на амвоне. Он помогает его голосу достигать сидящих в нефе. И, конечно же, высокий амвон не только способствует слышимости, но и дает прихожанам возможность лучше видеть чтеца или проповедника.

Ни при каких обстоятельствах в католической церкви амвон не может располагаться в центре пресвитерия. Причина не в том, что он не играет важной роли в католическом богослужении. Но он не находится в центре потому, что подчинен (как и все остальное, сколь бы значимо оно ни было) алтарю.

РАСПЯТИЕ
Согласно правилам Мессы, в пресвитерии должно присутствовать распятие. В соответствии с католической традицией, следует, чтобы оно несло изображение Иисуса, страдающего на кресте. Распятие нужно помещать в пресвитерии либо на стене над алтарем, либо за ним, поскольку то, что оно представляет, неразрывно связано со Священным Жертвоприношением Мессы, которое и совершается на алтаре.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА
Дарохранительница происходит от передвижного строения вроде шатра, описанного в Ветхом Завете. Шатер этот использовался для богослужений, храня присутствие Божие в Ковчеге Завета точно так же, как нынешние табернакулы хранят Подлинное Присутствие Иисуса под видом хлеба и вина.

Разумеется, дарохранительница должна находиться на достойном ее месте. Самое обычное и очевидное ее расположение - по осевой линии пресвитерия, за алтарем либо в пресвитерии слева или справа, или же в пристроенном к нему боковом алькове.

Где бы ни располагалась дарохранительница, она должна иметь прямую физическую связь с алтарем. Если алтарь не виден от дарохранительницы или дарохранительница - от алтаря, она, скорее всего, оказалась не на своем месте. В церквах и соборах, куда из-за их исторического значения стекается множество паломников, Святые Дары иногда занимают отдельную часовню. Но и эта часовня должна быть построена так, чтобы отношения между нею и главным алтарем были очевидны.
Паломнические места
 
Дева Мария Торжествующая на Белой горе - пример паломнического ансамбля эпохи барокко
Дева Мария Торжествующая на Белой горе - пример паломнического ансамбля эпохи барокко
Выразительным элементом чешского края являются архитектурные ансамбли или отдельные объекты паломнических мест.

После поражения в Белогорском восстании, особо важное положение при рекатолизации земли стали играть такого рода объекты отображающие эпоху барокко.

Они различны по своему решению, но изначально очень органично вписаны в окружающую среду, в основном, природную.
Обычно места паломничества располагаются на возвышенности. Иногда это – очень простые небольшие постройки, но они могут быть и частью сложно решенного в архитектурном отношении комплекса.

В таком случае часто сам объект паломничества располагался посреди двора, окруженного аркадами амбита (в барокко также применялся этот прием по типу готического амбита средневекового монастыря), нередко аркады строились дополнительно для отдыха и безопасности паломников. (Напомним, что амбит – сводчатый обходной коридор, открытый арками в сторону двора). Таким образом, ансамбль, занимавший выгодное положение и обогащенный башнями с куполами, был прекрасно виден издалека и брал на себя акцент, «господствуя» над окружающим пространством.
 
 
 
info Информация
 
Бесплатная туристическая карта для взрослых гуляк "Ночной План" на русском языке
Бесплатная туристическая карта для взрослых гуляк "Ночной План" на русском языке
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=27.02 CZK
1 USD=25.01 CZK
100 RUB=43.8 CZK
Всего на сайте
2297 рубрик
24254 статей
28182 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+