cz
rus
Объявление: сайту ilovecz.ru нужен человек, который знает, что сможет в него вдохнуть жизнь, научить этот проект зарабатывать деньги или выгодно его продать. Тел.: +420776649024
 
 
Полезная информация
Справочная туриста
 
Чехия вдохновляет
Чехия глазами туристов
Все о Чехии
 
 
directory Полезное
 
Прага >> Все о Праге >> ° Знакомство с Прагой >> Пражские творцы >> Искусство, мастер, эпоха >> Пражская ведута >> Морштадт
 
 
news
 
 
Прага в графике мастера чешской ведуты Винцента Морштадта
 
В одиннадцатилетнем возрасте Винцент Морштадт приехал из провинции продолжать учебу в Праге. Барочная Прага уже в конце 18 столетия - в пору очередного расцвета своего архитектурного развития - представляла собой один из самых красивейших городов Европы.
Город сразу околдовал мальчика великолепием (дополняющих уцелевшую после пожаров готику) новых построек: костелов, дворцов, городских домов и прекрасных садов, смоделированных вплоть до последней детали в едином стиле так наз. «высокого пражского барокко».
Очарованный художник-любитель ходил без устали по улицам Праги, внимаельнейшим образом наблюдал за кипевшей в них жизнью и без конца рисовал перспективы, старые и новые здания. В его замечательных эскизах, зарисовках, рисунках слились воедино архитектурные красоты с характерными жанровыми сценками. Благодаря сотням рисунков, созданных Морштадтом в период с 1819 по 1875 гг., мы можем увидеть гармоническую связь жизни Праги 19 века с ее окружением.
Первый этап творчества художника
 
Винцент Морштадт родился в 1802 г. в г. Колине. Его отец был купцом. Сам он стал чиновником судебного ведомства, но в историю Праги вошел как график и живописец. С самого детства он с воодушевлением и прилежанием рисовал пейзажи и городские виды – ведуты.
Первый этап творчества отмечен довольно высокой продуктивностью, а произвдения, составившие несколько альбомов, носят романтический характер.
- Наиболее ранний из сохранившихся рисунков художника датирован 1812 годом.
- Несколько его гравюр на меди впервые публикуются в журнале «Гиллос» в 1819 г.
- Первым значительным собранием его графических работ был альбом «Ansichten von Prag», изданный в 1825 г.
- Затем были подготовлены к изданию несколько отдельных панорам Праги и две серии миниатюр, изданных после 1830 г.
- Самый большой альбом «Maleriche Darschtellung von Prag», имевший значение для развития художественного дароваия Морштадта, вышел в 1829-30 гг. гравюры по рисункам Морштадта для этого альбома выполнил дрезденский гравер проф. К.А.Рихтер (вспомним его гравюры, отображающие Брно).
- Дополнением к нему послужил следующий альбом Морштадта «Prag im neunzehnten Jahrhunderte», на листах которого были изображены пражские улицы и отдельные здания.
 
Успех "дилетанта" - в незаурядной тщательности и верности отображения
 
Что же касается содержания его искусства, выражавшего его стремление (развивавшиеся и менявшиеся с годами) верно и конкретно передать облик города и современную городскую жизнь, то здесь наблюдается богатство мотивов и близость к подлинной жизни, непрестанно меняющийся образ города, чуткое отражение современной действительности.
Достойно удивления то, как внимательно подмечал Морштадт непрерывное развитие исторических и природных красот городского пейзажа и природных ландшафтов, архитектурных памятников былых времен и идиллических мест на берегах Влтавы, на островах и в садах.
Прежде всего, художник старался запечатлеть общую картину города. Чаще всего он поднимался на Петршинскую гору и с большой добросовестностью как можно правдивее скурпулезно отображал облик пражских районов, их широкую панораму, от Вышеграда и до Страгова. Особенно его интересовали виды, открывавшиеся с Хотковского шоссе и с Летны.
Нередко художник спускался и ниже с целью охватить образ города со всех сторон.
Помимо общих пражских панорам, разумеется, его привлекал вид на Пражский град, который изображался как с близкого расстояния, так и с высот Петршина, Летны и Виткова.
Не меньше внимания он уделял также изображениям «кружева» старогородских башен, с наслаждением передавая их художественную выразительность. Морштадт запечатлел на своих листах и Новый город, не остались без внимания живописные группы малостранских домов и костелов.
Больше всего из отдельных уголков города художника интересовали старые улицы и исторические площади, а также Карлов мост с его башнями.
Все с той же незаурядной тщательностью и верностью он рисует и отдельные выдающиеся произведения архитектуры, уделяя особенное внимание изображениям дворцов и храмов. В ряде листов отображена красота пражских парков и садов.
К некоторым сюжетам художник возвращался вновь, повествуя, таким образом, своими рисунками о происходящих переменах.
Второй пражский период
 
Начало утраты интереса к жанру, в котором работал Морштадт, совпала с переведением его на службу в г. Локет. Под влиянием политических и общественных перемен (около 1848 г.) общественность перестала интересоваться так нравившимися ей ранее альбомами графических призведений с романтическими сюжетами. Несмотря на это, прежние альбомы графика неоднократно переиздавались, в 1847 появился также небольшой карманный «Album von Prag», практически завершивший издание гравюр его произведений, если не считать издание в 1860 г. двух листов панорам Праги, ставшее своего рода реминисценцией прежней популярности ведут.

В 1868 г., после выхода в отставку и смерти жены (спустя тридцать лет), художник вновь переселяется в Прагу.
Серия рисунков второго пражского периода Морштадта отображают пражскую жизнь по большей части вновь на фоне перспективных «кулис». Последний из рисунков, представляющих документальную ценность, возник за пять дней до смерти художника в 1875 году.
Эти рисунки дошли до нас только в оригиналах, т.к. в те времена уже не было принято издавать графические ведуты: их место стали занимать фотографии.
Рисунки семидесятых годов относительно первого пражского периода творчества художника отмеичаются в значительной мере другим характером.
Рисуя по-прежнему общие виды города, теперь Морштадт уделяет главное внимание пражским улицам и наиболее выдающимся зданиям, словно чувствуя, что своим карандашом во многих случаях запечатлевает последние черты старой исторической Праги. Пожалуй, лишь из его рисунков сейчас можно составить себе представление, как выглядела Прага в 1871-75 гг., ведь многие храмы и другие ценные постройки в скором будущем должны были уступить место новым постройкам.
В то время как при первом пребывании в Праге интерес Морштадта ограничивался преимущественно городом, теперь он не чуждался и мотивов, изображающих городские окрестности за пределами старых крепостных стен. Благодаря своей документальности, эти рисунки имеют огромную ценность.
 
Стаффаж. Кто главней в ведуте, город или люди?
 
С неменьшей увлеченностью и интересом Морштадт устремлял свое внимание и на городскую жизнь. Богатый стаффаж (жанровая графика), которым он как правило не пренебрегал в композициях своих работ, касается жизни всех общественных слоев – аристократии, состоятельных горожан, ремесленников и рабочих.
Несмотря на то, что человеческие фигуры выглядят не всегда на высоком уровне (иногда слегка «топорно» и неуклюже - сказывается отсутствие академического образования автора), тем не менее, эти рисунки отлично характеризуют отдельные типы городских жителей и в окружающей их обстановке, выглядят естественно и правдиво, с известным оттенком привлекательности и миловидности. И в том случае, когда фигурки размещены на первом плане, они не спорят с главным героем - городским пейзажем -, а дополняют картину, выступая в роли антуража. Эта двойная заинтересованность художника - в отображении внешнего вида города и жизни его обитателей – проходит красной нитью через все творчество Винцента Морштадта, для которого город просто не существует без наполняющей его жизни.
Графика Морштадта - завершение развития чешской ведуты.
 
В результате исследований и научного анализа было доказано, что Морштадт оказался одним из главных представителей тогдашней чешской ведуты и своей верностью жанру на несколько десятилетий продолжил жизнь не только чешской, но и несомненно европейской ведуты в целом.

Графические листы Морштадта конкретны и объективны, отличаются добросовестностью подхода и павдивостью выполнения. Во многих случаях они являются не только единственным свидетельством о памятниках старины, которые вскоре должны были стать жертвами бурного развития городского строительства, но также и красноречивым доказательством красоты Праги до многочисленных перестроек, вследствие которых бесцеремонно уничтожались целые гармоничные городские комплексы, создававшиеся в течение столетий.

Графика Морштадта, была, в сущности, говоря, завершением длительного развития чешской ведуты. Она вполне отвечала всем требованиям, предьявлявшимся в то время к городскому пейзажу, а поэтому, помимо своей доументальной ценности, также пособием для изучения чешской реалстической графики 19 века. Ее высокие художественные достоинства неоспоримы.

Терминология
* Антураж (франц. entourage, от entourer - oкpyжать) - окружение, окружающая среда, обстановка.
* Ведута - документально точный архитектурный графический пейзаж
* Стаффаж (нем. Staffage, от staffieren - украшать картины фигурами) - в живописи и графикен небольшие фигуры людей и животных, включенные в пейзажную композицию.
 
 
 
info Информация
 
Самые свежие обновления
Погода

Курс валют
1 EUR=25.53 CZK
1 USD=21.79 CZK
100 RUB=36.7 CZK
Всего на сайте
2298 рубрик
24426 статей
28331 иллюстраций
Конкурс iLoveCz.ru
+